«Я стала отходить за лестницу, чтобы спрятаться, но Гейдар Алиевич заметил меня…»

«Я стала отходить за лестницу, чтобы спрятаться, но Гейдар Алиевич заметил меня…»
6 октября 2015
# 14:20

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с бывшим техническим секретарем отдела по охране советских партийных органов МВД Азербайджанской ССР Клавдией Григорьевной Гуйвик.

- Расскажите, пожалуйста, о себе.

- Родилась я в Пителинском районе Рязанской области в деревне Городок 13 июля 1931 года. Мой отец в 1929 году вступил в колхоз и был председателем сельсовета. Нас в семье было трое детей, я была самым младшим ребенком. Моя старшая сестра Мария училась в педучилище в городе Касимов. А в то время многие из нашей деревни в поисках лучшей жизни оказались в Баку.

В нашу деревню приехал наш соседний парень Фёдор, который ранее уехал в Баку и работал на заводе имени Гуси Гаджиева. Моя сестра влюбилась в него, и уехала с ним в Баку, бросив учебу. Он был на 12 лет старше моей сестры.

Я детства как такового не видела из-за начавшейся Великой отечественной войны. В 7 лет я уже работала на дому. Смотрела за хозяйством. Окончила 7 классов и подала документы в фельдшерско-акушерский техникум в городе Сасово. Была зачислена в техникум, но после родители посчитали для меня лучшим вариантом уехать в Баку к сестре.

Тогда в Баку было очень трудно с пропиской. Люди стояли в очереди многие месяцы, и даже годы. Я смогла прописаться через месяц. Это было в 1948 году. Это были послевоенные тяжелые годы. Но здесь было лучше, чем у нас в деревне. Через год к нам переехал отец. А еще через год и мама. Мы жили на улице Крестьянская 10 около Нагорного парка имени Кирова. Там было много русских.   

Сперва в Баку меня устроили работать на хлебозавод в Дзержинском районе. Я там 2 недели проработала. Но затем я смогла найти себе другую работу - делопроизводителем в народном суде Дзержинского района. После устроилась и на курсы машинописи. Я проработала в суде 4 года. Через 2 месяца после начала работы меня перевели в секретари судебного заседания. 

- А как вы устроились на работу в МВД?

- Рядом с судом на улице Гоголя 39 находилось управлении милиции. Однажды я узнала, что им в отделе кадров нужна машинистка. Так меня приняли в отдел уголовного сыска. Потом меня повысили до старшей машинистки. В Баку я вышла замуж за своего первого мужа, он тогда служил моряком на Каспийской военной флотилии. Родила первого сына Александра.

Мой муж был очень ревнивым. Он все время говорил, что мой отец вмешивается в нашу семейную жизнь, и поэтому увез меня в свой родной город Мариуполь (Украина). Это произошло в  1956 году. Я не смогла прижиться там. Там было трудно устроиться на работу, также было туго с продуктами питания. Были огромные очереди за продуктами. Я устроилась на работу на должность начальника отдела кадров в одной из строительных организаций. Там у меня родился второй сын Евгений. Повзрослев, он стал военным моряком. Очень хотел продвинуться в военной карьере и поэтому выбрал местом службы Северный флот. 10 лет прослужил на подводной атомной лодке. Это его и погубило – он получил облучение и умер.

Прожив 17 лет в Мариуполе после смерти мужа я вернулась в Баку и снова пошла работать в органы внутренних дел. На дворе был уже 1970 год. Проработала год машинисткой  в УВД района «26 Бакинских комиссаров». Позднее в  отделе по охране совпарторганов МВД  появилась вакансия технического секретаря. Меня пригласили на эту работу. Работа была для меня очень интересной, сверхсекретной. В основном я работа с документами. Я занималась обеспечением безопасности передвижения первых лиц республики, и прежде всего Гейдара Алиева, в праздничные дни

В 1974 году я вышла замуж во второй раз за мичмана Ивана Хорущенко. Мы с ним прожили вместе недолго - в 1981 году он умер. Через несколько лет Каспийская флотилия, в которой служил мой сын, перебазировалась из Баку в Астрахань, и я, выйдя на пенсию, перебраться в этот город, чтобы быть ближе к сыну и внукам.

- Сталкивались ли вы по роду службы с партийными деятелями Азербайджана?

- Я человек скромный и не лезу туда, куда не надо. В нашем отделе ценили скромных работников. Поэтому я не сталкивалась вживую с партийными деятелями. Но однажды со мной произошел случай, который я запомнила на всю жизнь.

Гейдар Алиевич Алиев каждое утро в 11:00 ходил пить отвар из шиповника в столовую ЦК. Для него была отдельная комната, в которую он спускался по лестнице. А для остальных сотрудников столовая находилась на втором этаже. Однажды я шла в столовую и заметила Гейдара Алиевича, который поднимался по лестнице, возвращаясь в рабочий кабинет. Я стушевалась, и стала отходить за лестницу, чтобы спрятаться. Он меня заметил, подошел и сказал: «Если вам нечего стыдиться, никогда ни от кого не прячьтесь».

Это был единственный случай, когда я вживую столкнулась с Гейдаром Алиевичем. Сотрудники моего отдела очень много рассказывали о нем и его супруге Зарифе Азизовне. Это были замечательные люди. Зарифа Азизовна была очень внимательна к охране. Сотрудники очень тепло отзывались о них. Например, рассказывали, что на праздники если Зарифа Азизовна что-нибудь приготовит из блюд, то обязательно вынесет и охране.

- Вспоминаете ли Вы сослуживцев по работе?

- Конечно, вспоминаю. Ведь мне очень трудно прижилось в Астрахани. Я здесь до сих пор не прижилась, как это произошло со мной ранее в Мариуполе. Все мои мысли и воспоминания только с родным Баку. Мои родители, сестра и второй муж похоронены в Баку на кладбище «Волчьи ворота».

Поэтому когда я услышала о том, что в Астрахани установили памятник Гейдару Алиеву, ходила в этот парк и вспоминала свои дни в Баку.

А когда я узнала, что на церемонию открытия памятника приедет президент Азербайджана Ильхам Алиев, то заказала букет белых роз. Во время церемонии я подошла к президенту и сказала: «Сынок! Вот возложите цветы Гейдару Алиевичу от Клавдии Григорьевны».

После завершения церемонии открытия памятника, Ильхам Алиев подошел ко мне и сказал: «Я что-то вас не припомню».  А ему ответила, что он не мог меня помнить. Сотрудники нашего отдела рассказывали, что он был большим озорником.

В ответ он громко рассмеялся и сказал, что «я сейчас уже не такой». Я спросила у него про Вагифа Ахундова. Он работал у нас в отделе заместителем начальника. И буквально через несколько секунд появился сам В.Ахундов. За это время он постарел, но я его сразу узнала. Я обняла его как сына со словами: «Вагифчик! Дорогой мой!». Так через 23 года я снова его увидела.

Вагиф Ахундов - золотой человек. Он пришел работать к нам в отдел после меня в чине капитана по комсомольской линии. Он стал заместителем начальника нашего отдела. Как я была рада нашей встрече, я пригласила их в свой дом, но они вылетали на встречу в Киев.

В.Ахундов взял мой номер телефона и после позвонил. Он приглашал меня в Баку, но так получилось, что через несколько дней мой сын попал в дорожную катастрофу и длительное время проходил лечение. А потом у меня возникли проблемы со здоровьем.

- Кто-нибудь вас навещает из Баку?

- Каждый раз, находясь в служебной командировке в Астрахани, меня навещает  глава Исполнительной власти Наримановского района Баку Абдин Фарзалиев. Да и глава местного отделения Всероссийского Азербайджанского Конгресса Адалят Гусейнов меня не забывает. Не могу смириться с тем, что живу не в Баку. Все лучшее в моей жизни осталось в Азербайджане. Там – часть моего сердца и вся моя душа.

Заур Нурмамедов (Баку-Астрахань-Баку)

P.S. Редакция Vesti.Az выражает благодарность главе Астраханского отделения Всероссийского Азербайджанского Конгресса Адаляту Гусейнову за организацию данного интервью и помощь в подготовке репортажа об Астрахани

# 14598
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#