«Армянин брызгал водой в лицо и говорил: Мы тебя не били, понял? Тебя побили свои же. Все ясно?» - ФОТОСЕССИЯ

«Армянин брызгал водой в лицо и говорил:  Мы тебя не били, понял? Тебя побили свои же. Все ясно?» - <span style="color:red;">ФОТОСЕССИЯ
3 октября 2015
# 15:00

Со ссылкой на сайт lent.az, в рубрике «Лагерь для пленных» мы продолжаем публиковать воспоминания азербайджанцев, которым 23 года назад выпало стать очевидцами трагических событий в Ходжалы. Жертвами армянской агрессии стали не только жители Ходжалы, но и Лачина, Кельбаджара, одним словом, всех семи оккупированных районов Азербайджана. Эти люди пережили геноцид, и лишь благодаря стечению обстоятельств уцелели. Сегодня они живут среди нас, ничем не выделяясь среди окружающих, но нося в себе груз перенесенного ужаса. Мы должны разделить с ними этот груз, и не только из человеколюбия, дабы облегчить это бремя, но и для того, чтобы все знали о происшедшем в Ходжалы, Лачине, Кельбаджаре... Ибо если о войне забыть, она повторится…

(Часть II. Начало:  http://vesti.az/news/261412#ad-image-0

- И кого же из дочерей вы не увидели?

- Старшую - Манзуру и 14-летнюю Мансуру. Я опять поднялся на скалу, с которой мы с таким трудом, обдирая пальцы, спускались. Смотрю, они спят, положив головы друг другу на колени. И опять спуск по крутому склону. От мороза у нас на ногах сходила кожа, но боли не было, конечности потеряли чувствительность, а то бы ни шагу мы не могли бы сделать. У меня пальцы отмерзли еще в лесу, а два пальца сломал уже в плену армянин ударом приклада. Фактически мы бродили в лесу по снегу босиком, потому что чулки все были порваны. Так же и реку переходили вброд.

…Дождавшись темноты, они пошли через армянское село Пирджамал. Через некоторое время увидели в грязи какие-то следы. Салман обрадованно сказал, что здесь, верно, прошли беженцы из Ходжалы и что эти следы выведут их к Агдаму, но Манзура заметила, что следы напоминают солдатские сапоги. Тем не менее, по настоянию Салмана они пошли по следам. Так они шли некоторое время, пока из-за скалы кто-то не спросил:

- Кто там?

- Я, - ответил Салман по-армянски.

- Кто ты?

- Вартан.

В ответ раздалась стрельба…

- Они почуяли подвох. Стреляли метров с двадцати, но не в нас, а вокруг, чтобы мы не убежали. Потом они окружили нас – все в военной форме, обутые в сапоги.

- При вас были какие-то ценности?

- Выходя из дома, я забрал восемьсот рублей денег и винтовку. Оружие бросил еще в лесу, чтобы в случае чего, если захватят, быть безоружным. Когда они захватили нас, я отдал им деньги и попросил отпустить женщин. Армянин ответил, что нельзя, мол, если узнают, что он отпустил тюрков, его расстреляют. На это я брякнул что-то резкое, теперь уже не помню что, но за это меня ударили так, что я потерял сознание. Очнулся оттого, что мне голову и лицо растирали снегом, чтоб привести в себя.

- И куда вас отвели?

- Нас заперли в хлеву в той же деревне. Там мы перенесли такое, что и вспоминать не хочется, не то что об этом рассказывать. У нас на глазах расстреляли семерых молодых парней, четыре из них были турки-месхетинцы, которые переселились в Ходжалы.

…Их несколько дней продержали голодными, дважды в день били палками и прикладами автоматов. Тяжелораненые скончались от пыток. Наконец, погрузили уцелевших в грузовик и повезли куда-то. 52-летний Салман был среди этих пленных единственным мужчиной. Спустя некоторое время грузовик остановился; один из военных схватил Салмана за ноги и сбросил его вниз. Потом они продолжили путь. Грузовик остановился на агдамском кладбище, военные скомандовали:

- А ну, выходи! Свободны!

Вспоминает Бести, супруга Салмана:

- Мы с трудом сошли на землю и пошли. Я остановилась, обернулась назад. Армяне стояли на месте. Посмотрела вперед, мои дочери с трудом шагали, держась друг за друга. Подумала: как я буду растить их без отца? И с этими мыслями присела на месте.

…Командир агдамского батальона самообороны Аллахверди Багиров, имеющий огромные заслуги в обмене пленных ходжалинцев, обратился к безучастно сидевшей на земле Бести с просьбой подняться.

- Сынок, я уже стара, нет у меня ни денег, ни дома, сыновья мои остались там в лесу. Как я буду воспитывать дочерей без мужа? Для меня главное, что мои дочери в Агдаме, за них я уже спокойна, а теперь пусть меня вернут назад. Я должна быть рядом с мужем. Пусть нас убьют вместе.

После долгих и бесполезных уговоров Аллахверди обернулся к армянскому военному, стоявшему в ожидании у грузовика:

- Ступай и приведи сюда Аббасова Салмана. Потом получите то, о чем договаривались.

- Но ведь…

- Я сказал свое слово. Приведете Аббасова Салмана, тогда и будем говорить.

…Тем временем Салмана, сбросив с грузовика, доставили в печально известное среди всех побывавших в армянском плену отделение милиции в Аскеране, где подвергли жестоким пыткам. Спустя несколько часов, когда открылась дверь камеры и надзиратель спросил: «Здесь Аббасов Салман?», он инстинктивно закрыл лицо руками, ожидая новых ударов дубинкой. К этому времени у него уже были повреждены четыре ребра, оставшиеся пальцы на ногах сломаны, все тело залито кровью. С момента доставки в отделение его безжалостно избивали практически беспрерывно.

На этот раз вошедший надзиратель схватил Салмана за ворот и поволок к двери, где стоял какой-то военный. Он смерил пленника пренебрежительным взглядом:

- А ну-ка, турок, вставай, нечего тут отдыхать…

Салман попытался встать, кое-как поднялся на колени, но тут же упал. Армянский военный принялся в ярости пинать его, а потом схватил за ногу и поволок прочь из камеры. Потом тот же армянин брызгал водой в лицо Салмана и говорил:

- Значит, так, турок. Если ты скажешь где-нибудь, что тебя здесь били, то мы достанем тебя из-под земли и порежем на мелкие куски. Мы тебя не били, понял? Ты уже был в таком состоянии, когда мы тебя взяли. Тебя побили свои же. Все ясно?

Салман облизывал капли воды на губах, механически бормоча утвердительный ответ. Потом его бросили в машину.

- В таком состоянии меня и отвезли в Агдам. Меня ноги не держали, и на фотографиях я тоже лежу на носилках.

- А в Агдаме вы нашли кого-то из родных, кто сумел спастись?

- Наши сыновья, которых мы считали мертвыми, уцелели, они там спрятались в воронках. Потом долго искали нас, не нашли и тоже подумали, что нас нет в живых…

Вюсале Мамедова 

# 14294
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#