«После завершения газификации Армении, Баку может поставить вопрос: а все ли возможное делает Москва?»

«После завершения газификации Армении, Баку может поставить вопрос: а все ли возможное делает Москва?»
15 сентября 2015
# 12:35

Интервью Vesti.Az с известным российским политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

- Олег Юрьевич, в минувшую субботу, 12 сентября, в Ереване опять прошли массовые демонстрации против повышения тарифов на электроэнергию. Повторятся ли в Армении в ближайшее время протесты лета этого года?

- Я так не думаю. Между июньскими и сентябрьскими протестами в Ереване есть одно принципиальное отличие: в июне на проспекте Баграмяна митинговали десятки тысяч человек, в сентябре – несколько сотен. Это был уже не массовый общественный протест, а его так сказать послевкусие или, если хотите, отрыжка.

Судя по всему, митинговали записные либералы-«западники», отношение к которым у основной массы армянского населения, мягко скажем, индифферентное. Этим и объясняется та жесткость, с какой демонстрация была разогнана ереванской полицией.

Я смотрел видеоотчеты из армянской столицы и вполне определенно могу сказать, что действия полиции с самого начала носили наступательный характер, ее сотрудники в считанные минуты очистили проезжую часть, вытеснив демонстрантов на тротуары, где начали производить аресты, заранее зная, кого будут задерживать. У меня сложилось впечатление, что увиденные мной задержания носили точечный или адресный характер, будто полицейские заранее знали, кого забирать, а кого нет. Конечно же, разгон демонстрации не был постановочным спектаклем, но он проходил как-то буднично, будто как на показательных учениях.

Все это говорит в пользу того, что социальные протесты выдохлись, и основная масса населения смирилась с неизбежностью увеличения платы за коммунальные услуги и своим дальнейшим обнищанием. Создавать видимость социального протеста на проспект Баграмяна вышли записные горлопаны, для которых подобные действия являются источником заработка на жизнь.

Долгое время у нас в России подобного рода кадром являлся Сергей Удальцов, позиционировавший себя как самый радикальный лидер несистемной оппозиции, но и ему, в конце концов, все-таки надоело регулярно отбывать административные аресты, и он перешел к более размеренному образу жизни. Нечто подобное будет и в Ереване. К тому же приближается осенняя слякоть, сырость и холод остудят горячие головы. Думаю, что тема социальных протестов вновь станет актуальной для Армении только следующей весной.

Однако нужно понимать еще одно обстоятельство: ситуация в электроэнергетике Армении за последние месяцы никак не изменилась. Россия сегодня поставляет в Армению электроэнергию практически по себестоимости, работать себе в убыток не позволяют правила Таможенного Союза, но, несмотря на это соответствующие тарифы продолжают расти. Это объясняется тем, что изношенная инфраструктура электрических сетей требует все новых затрат на свое содержание, а постоянно возникающие все новые и новые расходы покрываются за счет потребителей, в первую очередь – населения. Такая ситуация будет продолжаться и впредь, и выхода из нее лично я не вижу. Поэтому тарифы будут расти и далее, но протестовать против этого уже никто не станет.

- На днях представители министерства энергетики России заявили об очередном понижении цен на природный газ для потребителей из Армении. Как вы можете это прокомментировать?

- Действительно, 7 сентября стало известно Минэнерго РФ и Министерство энергетики и природных ресурсов Армении подписали протокол о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования цен при поставке природного газа в Армению. Данный документ юридически устанавливает снижение базовой цены на поставляемый российский газ с 189 до 165 долларов за 1 тыс. кубометров. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность, этот шаг имеет далеко не гуманитарный характер, призванный на первый взгляд облегчить существования населения стратегического союзника России на Южном Кавказе. 

Отнюдь нет, дело, на мой взгляд, обстоит диаметрально противоположным образом: этот шаг имеет целью еще более увеличить зависимость Армении от России и еще сильнее привязать ее за счет установления тотального контроля над газотранспортной инфраструктурой.

Посудите сами: так таковой индустриальной экономики в Армении нет, поэтому нет спроса на российский природный газ со стороны этого сектора. Единственным стабильным потребителем «голубого топлива» в Армении может быть только население, использующее его для бытовых нужд. Однако чтобы население начало покупать природный газ, он должен прийти в армянские поселки и села.

Поэтому одним из условий понижения цены на газ стало требование к армянским властям в административном и даже политическом содействии 100-процентной газификации страны. Когда этот процесс завершится, то цена на российский газ для Армении вновь возрастет до уровня мировых или общеевропейских цен, а отказаться от его покупки местное население уже не сможет, так как к тому времени все угольные и дровяные печи будут сломаны.

Впрочем, не мне должно объяснять такую арифметику: аналогичный трюк азербайджанские газовщики уже проделали с грузинскими потребителями к своему удовольствию и выгоде.

Повторюсь еще раз: ни о какой гуманитарной инициативе со стороны «Газпрома» речи быть не может, мы являемся свидетелями реализации стратегии масштабной экономической экспансии, призванной инфраструктурно закрепить Армению в орбите геополитических интересов России, вытеснив или не допустив на ее внутренний рынок иностранных конкурентов из западных стран, в которых сильно влияние армянского лобби. Ничего личного, только бизнес.

- Существует мнение, что Россия тем самым экономически поддерживает близких Сержу Саргсяну армянских олигархов…

- Я бы воздержался от столь категоричных и опрометчивых оценок. Во-первых, вопросы поставки и реализации российского газа в Армению решает акционерное общество «Газпром-Армения», со 100-процентым уставным капиталом российского газового монополиста.

Официальный Ереван получает от него налоги с прибыли, тогда как вся прибыль концентрируется на счетах «Газпрома». Так что никакого прямого или даже косвенного финансирования близких Сержу Саргсяну олигархических кругов со стороны российской кампании нет и быть не может.

Если кто-то из их представителей при разделе пирога государственных заказов, финансируемых за счет указанных налогов, получает больший кусок, – это внутреннее дело Армении, к которому ни «Газпром», ни Кремль, ни Россия не имеет никакого отношения.

Во-вторых, даже если кто-то из армянских олигархов получает львиную долю денег от налогов российской газовой кампании, то это только на руку России, поскольку эти деньги в условиях коллапса экономики Армении все равно реинвестируются в экономику России, поскольку европейские страны «грязные» деньги армянских олигархов не особенно горят деланием на свой рынок допускать. Вот и получается, что Россия при любом развитии событий с газификацией Армении потенциально будет в выигрыше.

- Означает ли это, что Россия и дальше будет поддерживать режим оккупации Арменией земель Нагорного Карабаха и прилегающих к ним азербайджанских территорий?

- Я всегда подобные вопросы называл провокационными. Назовите мне хотя бы одно заявление российских государственных деятелей или политиков, в котором бы ставилась под сомнение территориальная целостность Азербайджана. Уверен, что не назовете, потому что таких заявлений нет.

Возможно, что сегодня некоторых азербайджанцев раздражает принципиальная позиция Кремля об исключительно мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта, но это не значит, что вопросы политики следует смешивать с вопросами экономики.

Я не думаю, что следует ставить знак равенства между нынешним политическим режимом Армении и экономической инфраструктурой этой страны: режим может меняться, трансформироваться как изнутри, так и извне, инфраструктура всегда остается инфраструктурой, и кто контролирует ее, тот будет контролировать политическую власть в стране.

Сейчас у Москвы есть в основной массе только политические рычаги давления на Ереван, после завершения газификации Армении она приобретет вполне весомые рычаги экономического давления, после чего официальному Баку можно будет ставить вопрос, а все ли возможные средства прилагает Москва, чтобы в полной мере реализовать свою миротворческую миссию на Южном Кавказе. Сегодня ставить этот вопрос ребром, на мой взгляд, рано.

Вугар Гасанов 

# 10652
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#