«Мы хотели скрытно сбежать через армянское село, но тут девятилетняя Наргиз стала плакать от голода» - ФОТО

«Мы хотели скрытно сбежать через армянское село, но тут девятилетняя Наргиз стала плакать от голода» - <span style="color:red;">ФОТО
29 августа 2015
# 14:30

Со ссылкой на сайт lent.az, в рубрике «Лагерь для пленных» мы продолжаем публиковать воспоминания азербайджанцев, которым 23 года назад выпало стать очевидцами трагических событий в Ходжалы. Жертвами армянской агрессии стали не только жители Ходжалы, но и Лачина, Кельбаджара, одним словом, всех семи оккупированных районов Азербайджана. Эти люди пережили геноцид, и лишь благодаря стечению обстоятельств уцелели. Сегодня они живут среди нас, ничем не выделяясь среди окружающих, но нося в себе груз перенесенного ужаса. Мы должны разделить с ними этот груз, и не только из человеколюбия, дабы облегчить это бремя, но и для того, чтобы все знали о происшедшем в Ходжалы, Лачине, Кельбаджаре... Ибо если о войне забыть, она повторится…

Во время трагических февральских событий 1992 года в Ходжалы Салман Аббасов, которому тогда было 52, вместе со всей семьей – супругой, двумя сыновьями, тремя дочерьми, невесткой и старшей сестрой попал в плен к армянским захватчикам. Старый Салман рассказывает, что к тому времени несколько месяцев подряд почти каждую ночь начиналась стрельба, и они всей семьей спускались в своего рода подземное бомбоубежище, которое он устроил во дворе. Вспоминая ту трагическую ночь, он сказал, что вышел наружу, встревоженный необычайно сильной канонадой, и одна из соседок предупредила его, что Ходжалы окружен и что армяне вошли в город, нужно спасаться. Глубокой ночью Салман с семьей вместе с остальными жителями городка переправились через реку Гаргар и вышли к Кятикскому лесу...

- Уже светало. Весь Ходжалы горел, повсюду валялись убитые. Люди ищут родных и близких, кругом крики, плач, а тут еще стрельба оглушительная…

- Ваши все поднялись на гору?

- Да, без потерь обошлось, хотя положение было трудное. Мы вышли из дому в резиновых тапочках, и теперь были в снегу, в мороз почти босиком. Несколько дней проплутали там в сугробах, дорогу искали. Счет дням потеряли…

- С вами были все члены семьи?

- Нет, второй сын Шакир был милиционером, служил в аэропорту, у Элифа Гаджиева. Он разыскал нас уже в лесу. Спустя несколько дней мы потеряли в лесу моих сыновей Меркеза и Черкеса, они с нами были. Поднялась стрельба, началась паника, все бежали в разные стороны. В общем, когда нас взяли, со мной были только дочери…

Проблуждав несколько дней в лесу, страдая от стужи и голода, то и дело неся потери, группа ходжалинцев, среди которых была семья Салмана, в конце концов направилась к армянскому селу Пирджамал, надеясь скрытно пройти отсюда к азербайджанскому городу Агдаму. Но тут младшая дочь Салмана, девятилетняя Наргиз стала плакать от голода. И тут же со всех сторон в них посыпались автоматные очереди. В суматохе люди стали бежать кто куда.

- Сколько вас было?

- На горе нас осталось человек около семидесяти, среди них десяток детей. Там многих взяли в плен, а человек двадцать пять перестреляли тут же.

- А из вашей семьи были убитые?

- Сестра Марьям, невестка Гюлзар, на восьмом месяце была…

- Вы были вместе?

- Когда началась стрельба, все разбежались. Многие из нас падали в воронки, сделанные в снегу телами тех, кто был здесь до нас. Я упал ничком в одну из таких воронок, а встать сил нет. Выглянул осторожно, вижу, людей жестоко избивают. Женщины падали им в ноги, упрашивали, но их били. Потом всех сгребли и погнали, избивая по дороге. Как же они колотили этих измученных, замерзших, изголодавшихся людей…

- Кто же остался из всей группы?

- Я, жена, три мои дочери и еще две женщины лет где-то пятьдесят. И еще человек одиннадцать молодых парней. Мы лежали в яме так, что нас не заметили.

- А ваши сыновья?

- Так и не нашли. Мы с женой стали ползти вокруг и осматривать трупы, наших среди них не оказалось. Мы решили, что их тоже увели…

Салман и его супруга Бести молча переглянулись. О том, что стало с их сыновьями, они ничего не знали, вдобавок погибла их невестка, однако горевать не было ни времени, ни сил – нужно было спасать трех дочерей, которые сидели тут же, прижавшись друг к другу.

- Я решил, что дождемся темноты, а потом, положившись на счастливый случай, пойдем через армянское село – даст бог, не вызовем подозрений. Если же все-таки окликнут, наказал всем молчать, говорить буду я один, ведь неплохо знаю армянский, много работал с ними. В общем, начали мы спускаться к селу, пробираясь среди камней и скал. Внизу смотрю, двух моих девочек нет. Я уже сходил с ума. За что, думаю, мне такое, почему со мной ничего не происходит, а только с детьми моими… Начал карабкаться обратно вверх, обдирая руки и ноги о камни, но боли не чувствовал…

(продолжение следует)

Вюсале Мамедова

# 10138
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#