«Я заставил пересесть Роберта Кочаряна в состав азербайджанской делегации» - ИНТЕРВЬЮ

«Я заставил пересесть Роберта Кочаряна в состав азербайджанской делегации» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ</font>
10 декабря 2009
# 18:54
В связи с этой датой Vesti.Az обратились за комментариями к сопредседателю СДПА Аразу Ализаде и стоявшему у истоков создания партии его родному брату, политологу Зардушту Ализаде.

Первым мы дозвонились до Араза Ализаде:

- Как произошло создание Социал-демократической партии Азербайджана? Удалось ли реализовать все намеченные ее учредителями цели и задачи?

- В начале семидесятых годов в университете мы, человек 12-15, увлеклись сначала великолепной внешней политикой тогдашнего канцлера Германии Вилли Брандта. От этого перешли к изучению социал-демократии в Европе, потом мы, естественно, разошлись.

Когда начались карабахские события, мы опять собрались и были организаторами первых митингов в Баку 16-18 мая 1988 года. Потом мы продолжили свою деятельность, и когда создавался Народный фронт Азербайджана, мы с Зардуштом договорились, что он будет создавать Народный фронт, а наша группа будет работать за пределами Азербайджана. С какой целью мы это сделали? С тем, чтобы правду о Карабахе донести до людей, до международной общественности. Мы имели возможность проникать посредством межрегиональной депутатской группы на съезды народных депутатов, где вели свою пропаганду в пользу Азербайджана – против Армении.

А в 1989 году социал-демократическую организацию объявили партией. В первый раз о том, что создана такая партия, в эфире радио «Свобода» сказала Лейла Юнусова, тогдашний член бюро нашей партии. В 1990 году мы прошли регистрацию, это была первая оппозиционная партия на всей территории Советского Союза, так как существовала шестая статья Конституции СССР о ведущей роли Коммунистической партии.

С 1991 года мы начали участвовать на заседаниях Социнтерна, который объединяет все социалистические и социал-демократические партии всех стран. Тогда как раз президентом Социнтерна был Вилли Брандт. И сбылась моя мечта, я встречался с ним. В 1994 году мы добились того, что Социнтерн принял резолюцию, в которой Армения называлась агрессором, и признавалось право Азербайджана освободить свои земли любым путем, даже военным.

Наша партия участвовала в конференции «Мирный путь демократии» в 1990 году в Праге, которую организовал Вацлав Гавел, который собрал на мероприятие самых интересных диссидентов того времени. Паруйр Айрикян, Владимир Быковский, Ирина Ратушинская и другие. Тогда же я впервые познакомился с Кочаряном. Когда я с Тофиком Гасымовым вошел в зал (он представлял там Народный фронт), на сцене висела мировая карта, где Карабах был «одет» в цвета Армении. Тофик сказал, «давай разворачиваемся и уходим», я ответил, «зачем мы должны уходить, мы сюда прибыли, чтобы участвовать в конференции». Я пошел и попросил у рабочих поставить там лестницу, поднялся и сорвал эту карту мира. Когда подошли представители госдепа США и спросили, «что вы делаете», я сказал, «эта карта неправильная, там азербайджанская территория показана цветом Армении».

Мы сидели полукругом на сцене. Когда я вошел в помещение, то увидел, что Нагорный Карабах включен в состав делегации Армении. Ну и тут, конечно, пришлось прийти и порвать уже кювет Карабаха. Я заставил пересесть делегацию Нагорного Карабаха к нам, в состав Азербайджана. Тогда Роберт Кочарян был представителем Карабаха.

Даже была идея провести дискуссию по проблеме Карабаха между мной и Кочаряном. Дело в том, что мероприятие освещали представители 120-130 информационных агентств мира, в том числе CNN в прямом эфире отрывками передавал работу конференции. Гарри Каспаров выступал в роли, как бы, судьи, вел эту дискуссию в качестве посредника. Дискуссия должна была длиться целый час, но через 20 минут Каспаров остановил ее и сказал, «если бы это был футбол, то счет был бы 20:0 в пользу Азербайджана. А после двадцати-ноль играть не имеет смысла. Полная победа Азербайджана, тем более, что я, как бакинец, знаю, что Азербайджан прав».

В 1991-1995 годах я был депутатом Верховного совета Азербайджана. В 1991 году Зардушт Ализаде был кандидатом от партии на президентских выборах. Это единственный раз, когда мы смогли участвовать в президентских выборах.

Но когда мы создавали эту партию, мы думали защитить Карабах, и если учесть, что Карабах еще не наш, то, можно сказать, что мы потерпели поражение. Мы хотели создания в Азербайджане демократического государства. Его нет, значит, мы потерпели поражение. Но вот видите, сегодня день двадцатилетия нашей партии, и какая чудесная погода. Это самый большой подарок, который нам, наверное, преподнес Бог. А это, я думаю, знамение того, что в конце туннеля все-таки горит свет. И мы выйдем к этому свету.

- Как сложилась судьба активных членов вашей партии, стоявших у истоков ее создания?

- Я вам расскажу только о членах первого бюро СДПА. Председателем был я, Араз Ализаде. Член бюро, главный редактор газеты «Истиглал» Зардушт Ализаде. Ну, я думаю, что рассказывать о его судьбе нет смысла. Все его знают. Лейла Юнусова стала Юнусом. Она в 1991 году ушла из партии в знак протеста против нашего участия в президентских выборах. Арзу Абдуллаева – председатель Азербайджанского Национального Комитета Хельсинской Гражданской Ассамблеи. Абдулвахаб Манафов потом был зампредседателя партии «Вахдат», где он сейчас, я не знаю. Давно его не видел. Фахраддин Агаев - тогда он был сотрудником «Азериттифага», сейчас занимается бизнесом.

- Каким Вам видится будущее партии?

- Я сказал, что вижу свет в конце туннеля. Если учесть, что сегодня мы получили около ста поздравлений, я думаю, что международное уважение к нам есть. Надо потихоньку опять восстанавливать свои позиции внутри Азербайджана.

- Вы не жалеете, что создали эту партию и связали с ней свою жизнь?

- Если сказать честно, а я никогда не вру, иногда сожалею.

- С чем это связано?

- Вы знаете, меня очень разочаровали последние выборы в парламент. Я понимаю, когда власть фальсифицирует выборы. Вот тогда мы говорим, плохая власть. А в 2005 году я видел повсеместно, как люди за 2 «ширвана», то есть за какие-то несчастные 4 доллара продавали свои голоса…


В свою очередь, политолог Зардушт Ализаде отказался от разговора с нами на эту тему, мотивировав это тем, что готов говорить о чем угодно, но только не о Социал-демократической партии Азербайджана: «Я не люблю и не буду говорить о Социал-демократической партии. Не хочу из подвалов своей памяти с трудом доставать какие-то пласты, какую-то информацию. Для меня все это абсолютно безразлично: есть эта партия, нет ее, что она делает. Идеалы прекрасные. Но я хочу напомнить, что и первичные идеалы Народного фронта были прекрасные, и идеалы коммунистов. Но идеалы и дела совершенно отличаются друг от друга».

Расим Бабаев
# 594
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#