Баку не может пойти на это, поскольку за этими проектами стоят не только интересы Азербайджана

Баку не может пойти на это, поскольку за этими проектами стоят не только интересы Азербайджана
23 июля 2015
# 16:35

Участие президента Путина 12 июня в церемонии открытия Евроигр преследовал цель показать свою поддержку президенту Алиеву в его непростых отношениях с Западом. Однако, такая поддержка вряд ли означает готовность России предпринять приемлемые для Азербайджана шаги в карабахском урегулировании, или же изменить свое негативное отношение к Южному газовому коридору, особенно касательно его Транскаспийского сегмента. Сближение Баку и Москвы за последние годы наблюдалось несколько раз, однако это ни как не отразилось на решении важных внешнеполитических проблем Азербайджана.

Тем не менее, учитывая ухудшающиеся отношения Баку с Западом некоторые российские и азербайджанские СМИ преподнесли визит Путина как поворотное событие в азербайджано-российских отношениях. Подобные публикации были спровоцированы и некоторыми шагами самого Кремля, сообщившего еще в конце апреля о намерении президента России принять участия на открытии Евроигр. За несколько дней до своего визита в Баку Путин публично пожурил российские СМИ за то, что те обходят вниманием важное спортивное мероприятие в Азербайджане. Сразу же после этого делегация российских СМИ направилась в Баку для освещения Евроигр.

Визит Путина в Баку имел определенный политический подтекст. Евроигры стали удобным случаем для устранения того негатива, который возник в отношениях России с Турцией, прежде всего, и Азербайджаном после участия Путина 24 апреля в Ереване в церемонии, посвященной 100-летию так называемого "геноцида армян". Анкара восприняла этот шаг, как удар стратегическому партнерству, которое сложилось в отношениях с Москвой за последние годы. В свою очередь и в Баку усилились разговоры по поводу предвзятости посредничества России в карабахском урегулировании.

Заметно, что Путин, в условиях конфронтации с Западом, не хочет допустить охлаждения отношений с Анкарой. Тем более, что неудовлетворительное состояние политических отношений может негативно отразиться и на реализации важных для России экономических и энергетических проектов. Последовавшие после встречи Путина и Эрдогана переговоры по реализации "Турецкого потока" указывают на то, что, несмотря на принципиально разные подходы не только к так называемому армянскому вопросу, но и в отношении к другим проблемам Ближнего Востока и Южного Кавказа, Москва и Анкара не намерены отходить во взаимоотношениях от принципов прагматизма.

В этом контексте визит Путина в Баку был воспринят некоторыми местными экспертами и как стремление России сохранить баланс в отношениях с Азербайджаном и Арменией. В этом они усмотрели некий позитив, учитывая, что Москва называет Ереван своим единственным военно-политическим союзником на Южном Кавказе. По их мнению, проводимая азербайджанскими властями независимая от Запада политика вызывает определенные симпатии у Кремля, подталкивая его к укреплению отношений с Баку. При этом, по мнению этих наблюдателей, в Кремле растет и понимание того, что для полноценного стратегического партнерства с Азербайджаном необходимо урегулирование карабахского конфликта. Признаки этого они усмотрели в заметной активизации Кремлем усилий по урегулированию карабахского конфликта, проявивших себя во встречах главы МИД России Лаврова со своими армянскими и азербайджанскими коллегами в апреле и мае в Москве, и переговорами Путина по этой теме с Алиевым 12 июня в Баку.

При этом с подачи близких к Кремлю российских политтехнологов, азербайджанские эксперты также стали говорить, что Москва "может обеспечить прогресс в урегулировании карабахского конфликта в части освобождения азербайджанских территорий вокруг Нагорного Карабаха с тем, чтобы самой выступить гарантом не возобновления военных действий и выполнения соответствующих договоренностей". По их мнению, Баку следует взяться за серьезное обсуждение с Москвой данного варианта, несмотря на то, что такое урегулирование оставляет открытым вопрос окончательного статуса Нагорного Карабаха и позволяет России и дальше манипулировать конфликтующими сторонами. Подобные рассуждения в определенной степени проявляют разочарование азербайджанского общества с безрезультативностью посредничества в формате сопредседателей МГ ОБСЕ.

Однако, некоторая активность Москвы и переговоры Путина в Баку не являются достаточными основаниями для утверждений, что Россия на данный момент стремится к какому-то прорыву в урегулировании карабахского конфликта, в надежде, что это приведет к переходу Азербайджана в орбиту влияния России. Накануне визита Путина в Баку МИД России опубликовал отчет об итогах внешней политики Москвы за 2014 год. В нем указано, что в контексте карабахского урегулирования основные усилия российской стороны были направлены "на долгосрочное снижение напряженности в зоне противостояния" и "на закрепление руководства Азербайджана и Армении на устойчивых позициях в пользу поиска взаимоприемлемого компромисса, способного привести к мирному разрешению многолетнего конфликта". И судя по отчету, посредничество России и в этом году будет ориентирована на достижении этой задачи. То есть, Москва продолжает предлагать Баку искать компромисс при неприемлемом для Азербайджана статус-кво.

Решение Москвы, уже после визита Путина в Баку, предоставить Армении кредит на приобретения вооружений для обеспечения паритета с Азербайджаном, не оставляет сомнений в заинтересованности России сохранить статус-кво в карабахском конфликте. В этом контексте следует и рассматривать предупреждения генсека ОДКБ Бордюжы о том, что "если в регионе начнется война, она продлится долго, и будет пролито много крови". Формулировка "поиск взаимоприемлемого компромисса" означает, что Россия, даже при готовности Баку пойти на какие-то геополитические уступки с учетом российских интересов, не может обещать азербайджанским властям возврат Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. Да и последние события в Ереване указывают на то, что Москва не станет вынуждать армянское руководства к каким-либо уступкам в карабахском конфликте, поскольку это может поставить под вопрос военное присутствие России не только в Армении, но и в Южном Кавказе в целом. Поэтому, нынешняя сближение Баку и Москвы вряд ли обусловлен появившейся надеждой на прогресс в карабахском урегулировании с помощью России.

Демонстрация Баку сближения с Москвой является элементом давления на Запад, не перестающей критиковать внутреннюю политику азербайджанских властей. И Москва, идя навстречу Баку в этой игре, пытается максимально обеспечить интересы России в Азербайджане. В этом контексте не случайным, судя по всему, является кредитное соглашение на сумму 489 млн. долларов между Газпромбанком и ГНКАР, что немаловажно для России в условиях санкций.

Россия на самом деле заинтересована в дальнейшем ухудшении отношений Азербайджана со США и ЕС. Если отношения между Западом и Азербайджаном перейдут "красную черту", то возрастет и вероятность присоединения Баку к Евразийскому экономическому союзу. Зачастившие с визитами в Баку эмиссары Кремля открыто говорят о желании России видеть Азербайджан в рядах ЕАЭС. При таком раскладе Россия сможет расстроить значительную часть стратегических планов США и ЕС относительно кавказско-каспийского и центрально-азиатского регионов.

В этом контексте нельзя считать случайным и заявление МИД России накануне визита Путина в Баку о позиции Москвы по Транскаспийскому газопроводу. В заявлении особо подчеркивается, что "односторонние действия по строительству этого газопровода подорвут доверие между каспийскими странами", чего именно и "добиваются лоббисты проекта, которые сулят его сторонникам "политические дивиденды"". Заявление, очевидно, было сделано в связи с решениями четырехсторонней встречи в начале мая в Ашхабаде представителей ЕС, Турции, Туркменистана и Азербайджана по Транскаспийскому газопроводу. А то, что она было озвучена с опозданием и накануне визита Путина в Баку, указывает на желание Москвы, по крайней мере, сбить активность Азербайджана в этом направлении. Но Баку не может пойти на это, поскольку за этими проектами стоят не только интересы Азербайджана, но и Турции и Запада. Ухудшение отношений с Западом не в интересах Баку. Поскольку до сих пор именно следование политике баланса интересов Запада и России и обеспечивал устойчивость региональных позиций Азербайджана.

Тунал Азери

# 9093
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#