«Разрастание масштабов противостояния в Армении может привести к вовлечению в него российских военнослужащих»

«Разрастание масштабов противостояния в Армении может привести к вовлечению в него российских военнослужащих»
25 июня 2015
# 17:22

Интервью Vesti.Az с известным российским политическим аналитиком Олегом Кузнецовым.

- Олег Юрьевич, каковы Ваши мнения о массовых акциях протеста, проходящих в последние дни в Ереване и иных городах Армении?

- Мне достаточно сложно ответить на этот вопрос обстоятельно, поскольку я специально никогда ранее не занимался пристальным изучением внутриполитической ситуации в этой стране. Дело в том, что основные характеристики современного политического режима Армении после печально известного террористического акта в парламенте этой страны 27 октября 1999 года настолько для меня очевидны, что нет особой надобности в том, чтобы осуществлять постоянный мониторинг ситуации.

Политический истеблишмент представляет собой военно-олигархическую корпорацию бывших «еркрапа» - полевых командиров вооруженных формирований сепаратистов Нагорного Карабаха, для которых продолжение вооруженного конфликта в этом регионе Кавказа является единственной возможностью удержаться у власти.

В своих книгах и статьях я не раз писал о том, что нынешняя Армения оккупирована квазигосударством «арцах», руководство которого смогло в конкретно-исторических условиях шовинистического угара конца 1990-х навязать свою военно-политическую волю коренному населению Армении.

Совершенно очевидно, что социальное большинство «ереванских» армян не желало ранее и не желает сегодня безразлично мириться с тотальным засильем «карабахских» единоверцев и соплеменников из «карабахского клана», а условия социально-экономической нестабильности и роста платы за энергоресурсы объективно создают прекрасные возможности для выражения подспудных протестных настроений. Поэтому наивно полагать, что нынешние массовые беспорядки в Ереване являются результатом социального недовольства, они являются следствием глубинного гражданского и политического протеста, который на протяжении 15-ти последних лет только купировался, но никак не изживался. Армяне Армении или «ереванские» армяне далее не хотят над собой власти «еркрапа», чем и обуславливается бескомпромиссность позиции протестующих.

Наличие внутри армянского общества признаков глубинного политического конфликта для меня было очевидно еще три года назад, и с тех пор в Армении мало что изменилось. Более того, пропасть между элитами «ереванских» и «карабахских» армян только углубилась и расширилась. Что бы ни говорила армянские политики и что бы ни писали армянские журналисты, стремясь в год 100-летия «геноцида армян в османской империи» продемонстрировать остальному миру мнимое единство своей нации, подобное единства уже давно нет, и нынешние протесты в Ереване – наглядное тому подтверждение.

Политический чирей, а может быть уже и фурункул, а быть может даже и карбункул, созрел уже давно, поэтому, если продолжать и далее использовать медицинскую терминологию, Армению ждет только две возможные перспективы – или сепсис, то есть гражданская война по примеру той, которая сейчас идет на Украине, или гнойная операция и последующая детоксикация, то есть устранение в той или иной форме от власти «карабахского» клана. Я не уверен, что президенту Сержу Саргсяну удастся в нынешних условиях во внутренней политике Армении сохранить статус-кво. Армению в любом случае ждут модернизационные трансформации, но их вектор и интенсивность во многом определяются сегодня на проспекте Баграмяна в Ереване.

- В российских масс-медиа в последние дни начинает активно муссироваться мысль о том, что в Ереване внешними силами провоцируется очередная «цветная революция». Как Вы относитесь к таким заявлениям?

- Тема так называемых «цветных революций» на постсоветском пространстве является модной для российской прессы, поскольку создает конкретному средству массовой информации или передаче, журналисту или ведущему телевидения образ лояльного руководству страны субъекта идеологического противостояния, которому подобная позиция сулит разного рода преференции и «печеньки» (так в современных российских масс-медиа сегодня именуются подачки).

Я не хочу сказать, что это хорошо или, наоборот, плохо, будучи ученым-обществоведом, я далек от оценочных характеристик. Я просто констатирую факт того, что для российской прессы тема «цветных революций» является конъюнктурной, а поскольку конъюнктура присутствует, то не грех ее эксплуатировать в целях получения материальных дивидендов и моральных преференций.

Не удивительно, что любые социальные протесты в странах-союзницах России, сегодня в моей стране воспринимаются и интерпретируются как «цветные революции», причем в отношении не только стран постсоветского пространства, но и в отношении заморских государств, таких как Венесуэла, Аргентина или Бразилия.

Однако Армения применительно к подобной интерпретации – это особый случай. Не будем кривить душой и скажем правду, что именно Армения, а если быть более точным, то Армянская ССР в составе Советского Союза стала первой страной, в которой победила «цветная революция».

Именно там на рубеже 1980-1990-х годов не без помощи транснациональных армянских террористов из стран Ближнего Востока, финансирование которых осуществлялось солидарно всей армянской диаспорой Европы, Северной Америки и Австралии, местная политическая элита смогла свергнуть советскую власть и создать националистическое государство, предварительно изгнав из мест своего традиционного проживания около миллиона представителей различных мусульманских народов. Именно армянский национализм предательски вонзил свой нож в спину дряхлеющего Советского Союза, а его рукой тогда руководило местное партийно-советское руководство.

На минуту отвлекусь от ответа на ваш вопрос и позволю себе одну ремарку. Всем хорошо известно, что в январе 1977 года армянские террористы под руководством Степана Затикяна впервые в истории взорвали московское метро. Интересен сюжет задержания этих преступников в Ереване в ноябре того же года. Первый секретарь ЦК Компартии Армении Карен Демирчян, 6 ноября узнал от руководителя оперативно-следственной группы центрального аппарата КГБ СССР о том, кто именно является руководителем террористической ячейки, запретил его задерживать и дал за него ручательства, после чего улетел в Москву на торжественные мероприятия по случаю 60-летия так называемой «Великой Октябрьской социалистической революции» - главного государственного праздника СССР, отмечавшегося 7 ноября.

Именно в этот праздничный день оперативники КГБ СССР провели в Ереване обыски по месту жительства террористов, изъяв у них компоненты для еще 17 взрывных устройств. Когда через день Демирчян возвратился в Ереван, то ему были предоставлены все необходимые вещественные доказательства, после чего он ушел в сторону и прекратил покровительствовать националистам, превратившимся в террористов.

Я сделал это отступление только для того, чтобы на конкретном примере показать, что идея «цветной революции» была свойственна политическому истеблишменту Армении еще 38 лет назад, успех развала СССР и создания на оккупированных азербайджанских территориях квазигосударства «арцах» возвел эту идею в абсолют и превратил практику решения политических противоречий в Армении в норму путем применения насилия в различных формах, начиная от полицейских спецопераций и заканчивая террористическими актами и заказными убийствами.

Поэтому я могу со спокойным сердцем утверждать, что практика «цветной революции» для Армении – это норма жизни, государственный переворот – привычный механизм перехода власти от одной националистически настроенной региональной элиты к другой, в это нет ничего нового или необычного.

Меня в контексте этих событий интересует только один вопрос: где находится та грань, за которой Серж Саргсян применит самое жесткое насилие по отношению к собственному народу или уйдет с поста президента.

- И как Вы ответите на этот вопрос?

- Говорю честно, – не знаю. У меня есть только частные соображения на этот счет, но нет четко сформулированной позиции.

- Так поделитесь своими соображениями…

- Гражданские беспорядки в Ереване, свидетелями которых мы являемся сегодня, являются далеко не первыми для армянской столицы. Столкновения протестующей общественности с силами полиции происходили на улицах Еревана и два, и три, и пять лет назад, поэтому новостью для меня не являются.

Естественно, я не был их очевидцем или участником, а поэтому свои выводы могу делать только на основании видеоматериалов, распространяемых в интернете. И сразу же бросается в глаза та принципиальная разница между характером и содержанием нынешних и минувших столкновений в Ереване, которая воочию видна любому внимательному наблюдателю.

Прежде всего, видна повышенная по сравнению с событиями, скажем, трехлетней давности, экипированность армянских сил охраны правопорядка. Три года назад полицейские выходили останавливать демонстрации митингующих в кителях и фуражках или, что было гораздо реже, – в беретах  и бронежилетах. Сегодня же мы видим, что полиция вооружена пластиковыми щитами, резиновыми дубинками, экипирована в шлемы с четырехзначными личными номерами. Все это дает основания полагать, что в системе полицейских сил Армении за последние годы были созданы специальные подразделения для разгона массовых акций протеста, на экипировку которых были затрачены значительные средства.

К слову, данные преобразования в силовых ведомствах Армении коррелируют с сообщениями иностранных масс-медиа о выделении ЕС властям Армении финансовой помощи на реорганизацию сил охраны правопорядка. Все это позволяет говорить о том, что руководящий сегодня этой страной «карабахский клан» заранее готовился к усмирению протестных выступлений «ереванских» армян, знал об их подготовке и получаемом армянской оппозицией из-за рубежа финансировании.

- То есть Вы все-таки хотите сказать о том, что в Армении начинается «цветная революция»?

- Ничего подобного я сказать не хочу, и повторюсь еще раз, что Армения в этом вопросе – особый случай. Согласитесь, что, говоря об Армении, последнюю четверть века очень сложно сказать, где в этой стране национальные, а где – транснациональные капиталы, где в этой стране национальные, а где – транснациональные политические партии и организации.

Господствующий в политической идеологии этой страны тезис «Армения – это родина для всех армян мира» не дает возможности провести грань между национальным и транснациональным в политической, экономической, религиозной или культурной жизни армян.

Поэтому финансовая помощь, получаемая армянскими политическими группами в Армении, скажем, от армянской диаспоры США, нами, то есть гражданами России или Азербайджана, будет восприниматься как спонсорство «цветной революции», тогда как самими армянами она будет восприниматься не иначе как «братская помощь». Буквально вчера телеканал «Россия 24» заявил о том, что партия «Армянский национальный конгресс» бывшего президента этой страны Левона Тер-Петросяна, являющаяся сегодня одной из зачинщиц беспорядков в Ереване, ежегодно получает от Армянского национального конгресса Америки треть миллиона долларов для содержания аппарата партии. В связи с этим мне хочется спросить российских журналистов, разве они не знают о том, что структуры АНК в Армении и АНКА в США являются двумя сторонами одной и той же медали?

Подобную двойственную или дуальную организационную структуру имеют практически все современные политические организации Армении, находящиеся в оппозиции правящей Республиканской партии Армении.

Возьмем, к примеру, армянскую революционную федерацию «Дашнакцутюн», представители которой являются парламентариями Армении и Ливана, а сама организация имеет штаб-квартиры в Ереване и Бейруте. Именно по линии этой организации в Нагорный Карабах в конце 1980-х годов при попустительстве властей и спецслужб Армянской ССР в Нагорный Карабах прибыла основная масса армянских террористов из стран Ближнего Востока. Как расценивать взаимоотношения армянского и ливанского крыла этой организации?

Получается, что нынешние беспорядки в Ереване не есть «цветная революция» в чистом виде, как мы ее привыкли видеть в других странах, а ни что иное как межклановая грызня, за каждым из участников которой стоит тот или иной клан зарубежной армянской олигархии – американской, французской, ближневосточной или российской. «Карабахский клан» Сержа Саргсяна, а до этого – Роберта Кочаряна, традиционно пользовался поддержкой России, но в последнее время в условиях мирового экономического кризиса и международных санкций против моей страны ему предложено выживать самостоятельно.

Протесты против него организовали молодые члены «Дашнакцутюн» из числа «ереванских» армян, инициативу у которых перехвалили сторонники проамериканского Армянского национального конгресса, за спиной которого стоят спонсоры из Калифорнии. Конечно же, все эти слова – предельно кратное, а поэтому очень грубое обобщение, которое позволяет передать суть, но не смысл современного гражданского противостояния в этой стране. Да и я даю всего лишь интервью, а не пишу аналитический обзор…

- Какими Вы видите перспективы современного армянского внутриполитического кризиса?

- Я рад, что вы больше не употребляете словосочетание «цветная революция». Что же касается моего видения последствий нынешнего кризиса в Армении, здесь необходимо учитывать два аспекта.

Как уже было сказано выше, сейчас в Ереване мы наблюдаем борьбу сразу нескольких кланов за политическую власть в стране, за спиной каждого из которых стоит совершенно определенная группа финансовой элиты армянской диаспоры. Мне до конца не ясно, какие конкретные цели преследует каждый из этих кукловодов, – скорее всего, кто-то – политические, а кто-то – сугубо экономические.

Совершенно очевидно, что для «карабахского клана» вопрос сохранения политической власти означает физическое выживание, что означает захват власти в стране представителями других кланов, мне не до конца понятно. Абсолютно ясно лишь одно, у Сержа Саргсяна есть альтернатива – или бросить все сейчас и уйти, или защищать власть до последнего. Но выбор варианта действий в этих условиях зависит не от него, а от тех корпоративных сил, исполнителем воли которых он является.

Помня о действиях этого человека во время нагорно-карабахского конфликта, могу совершенно определенно сказать, что силы воли и решительности в действиях у него будет достаточно, чтобы разогнать демонстрантов не только с помощью резиновых дубинок и водометов полиции, но и посредством применения против манифестантов огнестрельного оружия. В его окружении найдутся генералы и офицеры из числа «еркрапа», которые будут стрелять в жителей Еревана, не считающих их для себя «своими». Поэтому ситуация для меня пока полностью неопределенная.

Безусловно, вызывает крайнее опасение, что протестные выступления перекинулись из Еревана на другие города Армении, и в первую очередь – на Гюмри, где расположена

102-ая военная база МО РФ. В случае разрастания масштабов гражданского противостояния это может означать при определенных условиях возможность вовлечения российских военнослужащих во внутренний конфликт в Армении, а такая перспектива моей стране абсолютно не нужна.

Вугар Гасанов

# 14454
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#