Сам великий Наполеон перед смертью вспомнил армию, Францию и ее - ФОТОСЕССИЯ

Сам великий Наполеон перед смертью вспомнил армию, Францию и ее - ФОТОСЕССИЯ
30 мая 2015
# 16:50

Vesti.Az продолжает рубрику - «Кариатиды политики». Роль женщин в мировой истории весома, хотя их социальная значимость в разные эпохи была разной. Королевы, царицы, графини и княгини порой обладали довольно внушительной властью. И часто пользовались ею с большим умением, нежели мужчины. И как бы не говорили: «Политика-дело не женское» – история и современность опровергают это утверждение. Женщины приходят в политику и в ней остаются. Их присутствие неоспоримо и действенно.

В этой рубрике публикуются статьи, очерки, эссе, повествующие о жизни и деятельности женщин - политических, государственных и общественных деятелей разных времен и народов, внесших значимый вклад в мировую историю.


Юная красотка, рано вышедшая замуж за виконта Богарнэ, быстро потерявшая его на кровавой плахе и побывавшая в постелях многих влиятельных людей той бурной эпохи, обольстительная и чувственная креолка с острова Мартиники с красивыми каштановыми волосами, невинной улыбкой, очень длинными ресницами над миндалевидными темно-синими глазами, тонкими чертами лица, маленьким задорным носиком с трепещущими ноздрями, с соблазнительными бедрами, миниатюрными, узкими в ступне, полноватыми, но стройными ножками и вечно полуобнаженными маленькими и тугими грудями с задорно торчащими темно-коричневыми сосками, обладала настойчиво-зовущим взглядом словно предлагавшим мужчине вести себя с нею смелее. Она знала все, что необходимо знать, чтобы в самом выгодном свете демонстрировать свои самые привлекательные стороны и умело скрывать то, что следует скрыть.

Ее податливое зрелое, но гибкое тело, ее шелковая, гладкая, смуглая, но казавшаяся бело-розовой от постоянных благовонных притираний кожа, ее мягкая манера грациозно двигаться, словно в танце, притягивали к этой поистине очаровашке  мужчин. Тембр ее голоса был таким приятным, что мужчины даже не видя ее, часто останавливались, лишь бы послушать его. Эта изысканно-нежная, уступчивая женщина знала, как сделать так, чтобы расслабившегося от ее ласк мужчину не покидало ощущение что она вот-вот выскользнет из его объятий и оставит его одного в постели. Многоопытная любовница Жозефина искусно делала вид, будто хочет оттолкнуть своего очередного кавалера, но потом, словно признав свое поражение, мягко уступала и становилась невероятно нежной. Она умела принадлежать, оставаясь где-то вдали, не давая покоя своему очередному избраннику. Попался на этот «крючок» и великий корсиканец Наполеон Бонапарт.
Как женщина, она соблазнила его на первой встрече, как дама — ослепила и внушила уважение своим видом полным достоинства.., на следующее утро.

Он предложил ей замуж, а она была старше его на целых шесть лет (ему было лишь 26, а ей уже 32!), руку и сердце, умоляя принять их! Бонапарт для нее был свежим плодом, дикарем, которого можно было приручить, он — лев, которого можно было водить на цепи. Для нее, женщины уже зрелой, его неистовый темперамент, пылкая страсть, жаркие поцелуи, сыплющиеся на все ее тело, это бешенство постоянного вожделения — было наилучшим доказательством того, что она еще прекрасна, пленительна и желанна! Она поняла, что это ее последний шанс и, предусмотрительно посоветовавшись насчет перспектив его военной карьеры со своим любовником всесильным политиком Баррасом, с которым она еще какое-то время спала, милостиво согласилась выйти замуж за генерала Бонапарта...
Так Жозефина стала царицей Парижа!

***

Уроженка острова Мартиника, французского владения в Вест-Индии, Жозефина была старшей дочерью обедневшего аристократа Жозефа Таше де ля Пажери, который служил в военно-морском флоте. Несмотря на невысокий рост, Жозефина считалась красавицей. Она обладала грацией и своеобразием креолки, живым и непосредственным характером. В 16 лет Жозефина вышла замуж за своего земляка, девятнадцатилетнего виконта Александра Богарне, потомка одного из старинных французских дворянских родов. Супруги уехали в Париж, где спустя два года родился их сын Эжен Богарне, а в 1783 - дочь Ортанс Эжен, будущая королева Голландии и мать Наполеона III.

Александр Богарне служил офицером во французской королевской армии. В Париже он был приглашен ко двору, обласкан вниманием королевской четы. Но Александру, воспитанному в лучших традициях эпохи Просвещения и критически относившемуся к правящему во Франции режиму, претило времяпрепровождение в коридорах Лувра и Версаля. Напротив, Жозефина всей душой истинной провинциалки стремилась к блеску и мишуре королевского двора. Поведение мужа, лишавшего ее удовольствий светской жизни, вызывало у Жозефины раздражение и протест. Каплей, переполнившей чашу терпения тщеславной креолки, стал отказ Богарне представить ее королеве Марии Антуанетте. В марте 1785 супруги развелись.

Три года Жозефина наслаждалась свободой, с головой окунувшись в заманчивый мир модных лавок и светских салонов. Однако, исчерпав все возможные финансовые ресурсы, она была вынуждена вернуться в родной дом на Мартинике. Казалось, что Жозефине так и придется скоротать свой век в глуши. Но революция 1789 изменила течение судьбы. Беспорядки охватили и далекий остров в Вест-Индии. Дворянам стало небезопасно там оставаться, и в 1790 Жозефина снова уехала во Францию.

Между тем в 1789 Александр Богарне был избран депутатом Генеральных штатов. Несмотря на свое дворянское происхождение, он поддержал требования депутатов от третьего сословия о равноправии граждан, вошел в состав Национального собрания, где занимал посты секретаря и президента собрания. Высокое положение бывшего мужа позволило Жозефине войти во многие столичные дома и салоны. Конечно, от былого блеска дореволюционного времени остались одни воспоминания, но Париж оставался Парижем.

В политике Александр Богарне придерживался умеренных взглядов, он не одобрял бунтов бедноты, травли революционерами королевской семьи и дворянства в целом. С приходом к власти жирондистов Богарне решил оставить политическую деятельность, вступил в революционную армию и сражался против австрийских и прусских интервентов. В 1794 генерал Богарне был назначен командующим Рейнской армией Французской республики, но после принятия якобинским Конвентом закона о недопущении дворян к службе в революционной армии вышел в отставку. По ложному доносу он был арестован как враг народа и гильотинирован 23 июня 1794 - в день рождения Жозефины. Смертельная опасность нависла над всеми его родственниками. Была арестована и сама Жозефина.

Термидорианский переворот освободил несчастную креолку из тюрьмы. Новые вожди республики с сочувствием отнеслись к своей хорошей знакомой - молодой вдове, пострадавшей от якобинского террора. Личное покровительство Жозефине оказывал один из руководителей термидорианцев Поль Баррас. Торопясь предать забвению ужасы якобинского террора, термидорианское общество беззаботно прожигало жизнь. Жозефина Богарне стала одной из самых знаменитых щеголих своего времени, законодательницей моды на прозрачные платья античного силуэта без рукавов, стиля именуемого  "ампир".

Великосветский образ жизни требовал больших средств. Состояние Богарне быстро истощилось, и по совету Барраса Жозефина решает выйти замуж. Баррас сам подыскал своей протеже жениха - молодого и амбициозного генерала Наполеона Бонапарта, как и Жозефина, не отличавшегося высоким ростом. После назначения Бонапарта командующим Итальянской армией Жозефина дала согласие на брак.

9 марта 1796 состоялась свадьба, в церкви молодожены не венчались. Жених был младше невесты на шесть лет, значительно уступал ей в социальном положении и происхождении. Но Жозефина, выйдя замуж, помимо новых финансовых возможностей приобрела статус добродетельной женщины, жены революционного генерала, а Наполеон через супругу получил доступ в коридоры высшей власти Директории. Семейная жизнь супругов омрачалась частыми размолвками и ссорами, связанными с многочисленными супружескими изменами (ими грешили и жена, и муж), расточительством Жозефины, честолюбивыми амбициями Наполеона.

Несомненно, первые годы супружества Наполеон был искренне, страстно влюблен в красавицу-жену, блиставшую в парижских салонах. Во время Итальянского и Египетского походов он ежедневно писал ей в Париж письма, полные нежности и страсти, на которые она отвечала изредка и небрежно. Сын Жозефины - Эжен Богарне служил адъютантом у Бонапарта, сопровождал его во всех походах. Наполеон испытывал к пасынку самые добрые чувства, высоко ценил его таланты. Под руководством отчима Эжен Богарне сделал блистательную военную карьеру.

Пока муж завоевывал на полях сражений всемирную славу, Жозефина вела в Париже расточительную и легкомысленную жизнь, нередко пускаясь в любовные авантюры. Неопровержимые доказательства ее неверности дошли до Наполеона, который в то время находился в Египте. Обманутый супруг тяжело переживал измену Жозефины, испытал настоящий шок, но на развод не решился. Здесь сказалось не только глубокое чувство к жене, но и корсиканское воспитание Бонапарта, по канонам которого развод считался недопустимым. Оплатил он и огромные долги ветреной супруги.

Жозефина тратила деньги с размахом, например, 21 апреля 1799 она приобрела в кредит замок Мальмезон постройки XVII века, который был перестроен и меблирован в античном стиле. При замке был разбит английский парк, сделаны пристройки в неоклассическом духе.

Вернувшись из Египта, Наполеон совершил переворот Восемнадцатого брюмера. Жозефина стала первой дамой Франции, женой первого консула. Одним из первых шагов нового властителя Франции стало погашение кредита за Мальмезон, где поселилась его семья. Жозефина устраивает в Мальмезоне празднества, пышные приемы, превратив замок в подобие Версаля, куда ее не пустили в свое время.

С годами отношения между супругами изменились. Наполеон заметно охладел к стареющей жене, начал заводить на стороне кратковременные интрижки и длительные любовные связи. Жозефина, напротив, все больше привязывалась к блистательному супругу, страдала от его измен. Особенно тревожили ее замыслы Наполеона стать монархом, основать во Франции новую правящую династию. В этом случае ее бездетному браку с Бонапартом пришел бы конец. Жозефина пыталась противодействовать планам мужа, взяв в союзники Жозефа Фуше, но безуспешно. Фуше был отправлен в отставку, и 2 декабря 1804 в соборе Парижской Богоматери Наполеон провозгласил себя императором Франции и возложил короны на себя и на Жозефину. За день до этого Католическая церковь освятила супружеские узы Наполеона и Жозефины.

Однако отчаявшись дождаться наследника, Наполеон в 1807 все же решился на развод. Жозефина энергично протестовала, но после многих бурных сцен и упорной борьбы вынуждена была согласиться. Формальным поводом к расторжению брака послужило отсутствие приходского священника на церемонии венчания 1 декабря 1804. Развод вступил в силу 16 декабря 1809, после чего император смог сочетаться браком с австрийской принцессой Марией-Луизой, которая в 1811 родила ему желанного наследника. По условиям развода Жозефина сохранила титул императрицы и пышный двор в Мальмезоне.

Сохранив привязанность к Наполеону, она вела с ним частую переписку. После падения империи Жозефина вызвалась сопровождать бывшего мужа в изгнание на остров Эльбу, но союзные государи отказали ей в этом. Спустя два месяца после отречения Бонапарта, а именно 29 мая 1814 года, 50-летняя Жозефина скончалась в Мальмезоне от дифтерита, храня любовь к Наполеону в своем сердце. Существует предание, что Наполеон, умирая в одиночестве на острове св. Елены, прошептал три слова: «Армия. Франция. Жозефина»...

Фуад Мамедов-Пашабейли

[email protected]

# 7530
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#