После 30-часовых боев армянский командир приехал с иранским консулом на автомобиле с белым флагом - ФОТОСЕССИЯ

<span style="color:red;">После 30-часовых боев армянский командир приехал с иранским консулом на автомобиле с белым флагом  - <span style="color:red;">ФОТОСЕССИЯ
29 мая 2015
# 10:09

(Начало: http://vesti.az/news/249957#ad-image-0)

16 июня 1918 года Национальный совет и первое правительство требованием грузинского правительства перенесли центр своей деятельности из Тифлиса в Гянджу. В Гяндже произошел первый правительственный кризис в истории АДР. В это время между прибывшим на помощь повергшегося геноциду азербайджанского народа согласно условиям Батумского договора (1918), и уже находящимся в Гяндже командующим Кавказской исламской армией  Нуру Пашой и членами Национального совета появились разногласия. Представители азербайджанской буржуазии, опасаясь революционных мер правительства, вмешались в этот вопрос, в результате чего между Нуру Пашой и Национальным советом и Правительством Азербайджана появились  разногласия, и ситуация еще более усложнилась. Появилась угроза потери с таким трудом завоеванной  независимости. Мирза Бала Мамедзаде писал в связи с этим: «Нуру Паша хотел лишь полного распада правительства и Национального совета и передачи ими своих позиций правительству, созданному армией самого Паши. Это  новое «правительство» должно было состоять из бывших депутатов русского царизма и шейхульислама».

После горячих обсуждений, проведенных Национальным советом во главе с М.Э.Расулзаде 17 июня, кризис с трудом удалось устранить. По словам Насимана Ягублу, выступивший на последнем заседании Национального совета М.Э.Расулзаде сказал: «Эфенди, еще открывая утром заседание, я подумал о значении нынешней ситуации. Хочу сказать, что Азербайджан станет даже счастливее самой свободолюбивой на Кавказе и считающейся революционной республикой - Грузии!..» 

Учитывая создавшуюся в стране реальную ситуацию и конкретные исторические условия, Национальный совет Азербайджана 17 июня в Гяндже был вынужден принять два важных решения: о приостановлении своей деятельности и передаче всей власти (законодательной и исполнительной) созданному под председательством Фатали хана Хойского новому - второму Временному правительству.

Опасаясь потери независимости, завоёванной с трудом, Национальный Совет в то время принял решение о созыве Учредительного Собрания в течение короткого времени, а до этого правительство Ф.Хойского должно было держать власть в своих руках и никому её не уступать. В то же время Национальный Совет Азербайджана конкретно определил права и полномочия правительства. Правительство не могло ликвидировать политические свободы и государственную независимость Азербайджана и не имело права менять революционные законы по аграрному, а также по другим важным вопросам. По остальным вопросам правительству предоставлялись широкие полномочия. Временное правительство должно было созвать Учредительное Собрание не позднее, чем через шесть месяцев. Таким образом, «июльский кризис» завершился приостановлением деятельности Национального совета.

Правительству Азербайджанской Народной Республики под руководством Ф.Хойского, пришедшему к власти 17 июня 1918 года  в условиях сложной международной и внутренней обстановки, пришлось взять на себя ответственность за вывод азербайджанского народа, фактически проживавшего судьбу геноцида, из сложнейшего кровавого омута истории. Ситуация усложнялась еще и тем, что состоящие из армян вооруженные силы возглавляемого в Баку Степаном Шаумяном большевитско-дашнакского режима совершили военный поход в Гянджу. Вокруг Гёйчая уже шли кровопролитные бои. В стране началось безотлагательное государственное строительство независимого Азербайджана. С целью выхода из создавшегося положения, с первых же дней правительство приступило к решительным мероприятиям.

Азербайджанская  демократическая Республика функционировала в Гяндже всего три месяца. Примечательно, что ряд лидеров Республики - Насиб бек Усуббейли (1871-1920), Фатали хан Хойский(1875-1920), Гасан бек Агаев (1875-1920), Халил бек Хасмамедов(1875-1945), Шафи бек Рустамбеков (1893-1960), Исмаил хан Зиядханов (1867-1920), Адиль хан Зиядханов (1877-1957), Худадат бек Рафибейли (1878-1920), Аслан бек Сафикюрдски (1881 - 1937) были родом из этого города. Формирование государственных структур также связано с Гянджей.

Именно в Гяндже историческим решением от 24 июня впервые стал развеваться наш национальный флаг. В качестве одного из символов независимого Азербайджанского государства был принят флаг из красной материи с изображением белого полумесяца и белой восьмиконечной звезды. По словам профессора Ширмамеда Гусейнова, в действительности это был флаг Османской империи. Республика приняла этот флаг, потому что Нуру Паша находился в Гяндже и при нем менять тюркский флаг было нельзя. К тому же армия Нуру паши была Кавказской исламской армией, и флаг должны был быть тюркским.

Именно в Гяндже решением от 27 июня тюркский язык был объявлен государственным языком Азербайджана.

Именно в Гяндже решением от 23 августа вступило в силу решение о гражданстве АДР.

Именно в Гяндже решением от 22 июня был поставлен запрет на вывоз из страны пшеницы, крупнорогатого скота и других продовольственных продуктов.

Именно в Гяндже решением от 28 августа школы национализировались.

Именно в Гяндже под руководством Узеира Гаджибейли вышла в свет газета «Азербайджан». Гяндже вернули ее историческое название, Карягин был переименован на Джабраил, а азербайджанское отделение Горийской учительской семинарии перенесли в Газах.

Именно в Гяндже были предприняты практические шаги в создании финансово-экономических и финансовых основ государства, охраны в приграничных районах, организации таможенных постов, урегулировании банковских операций и других направлениях.

А самое главное, именно в Гяндже были предприняты первые шаги в сфере организации нашей Национальной армии, проделана реальная работа по охране азербайджанской государственности и обеспечению  территориальной целостности нашей страны: созданы военное министерство, военный завод. 19 июня на всей территории Азербайджана было объявлено военное положение. 26 июня 1918 года Мусульманский военный корпус был превращён в отдельный Азербайджанский корпус и командиру этого корпуса было присвоено звание генерала. Командир Азербайджанского корпуса, обладавший полномочиями командира дивизии, приступил к выполнению особого поручения правительства, которое фактически заключалось в создании вооружённых сил Азербайджана. 11 июля была объявлена военная мобилизация, принято решение о военной обязанности и организованы офицерские курсы. 

Была проведена важная работа и во внешней политике: была  создана Комиссия по Чрезвычайным Расследованиям. Комиссия должна была расследовать вопросы о геноциде по отношению к тюрко-мусульманскому населению Южного Кавказа и об ограблении их имущества в период Первой мировой войны (1914-18)  и привлечь к судебной ответственности преступников. На самом же деле, этим решением правительства была заложена основа для дачи правовой оценки геноцидов в отношении азербайджанцев. Комиссия за короткие сроки подготовила материалы из 36 томов, 3500 страниц и 100 фотографий.

Не смотря на все эти предпринятые за короткий отрезок времени меры, основной задачей правительства Фатали хана Хойского было воцарение власти АДР на всей территории страны, освобождение  Баку и его окрестностей от врагов азербайджанского народа. А это было нелегко. Так как осведомленный о военных планах Кавказской исламской армии и азербайджанского правительства Степан Шаумян для того, чтобы не дать расправить крылья правительству  АДР дал приказ о наступлении в основном состоявших из армян советско-дашнакских войск на Гянджу. 12 июня 1918 года Кюрдамир уже был захвачен армянами. Но во время кровопролитных боев за Гёйчай 27-30 июня состоящая  из тюрков и азербайджанцев Кавказская исламская армия разгромила советско-дашнакские войска. С освобождением Шамахы 20 июля открылась дорога в Баку.  Очередной целью победоносного освободительского движения была дорога в Баку.

Для освобождения Баку от вражеских сил Кавказская исламская армия провела серьезную подготовку. После чего было принято решение двигаться на Баку. После освобождения Шамахы и Маразы  на севере от Баку и сальянско-нефтчалинского региона на юге Кавказская исламская армия оказалась на подступах Баку. Военные подразделения двигались вперед в весьма тяжелых условиях. Армия столкнулась с такими проблемами, как нехватка оружия и боеприпасов, связи, транспорта, воды и продовольствия. Увеличилось расстояние между армией и центрами, созданными для удовлетворения нужд солдат. При отступлении соединения Красной Армии  уничтожали на своей пути линии связи, а также источники воды и пищи у железных и магистральных дорог. Возможности Кавказской исламской армии создать укрепление были ограниченными. Так как у них не было на руках необходимых принадлежностей. Нуру Паша пытался исправить уничтоженные врагом линии связи и железную дорогу. Но найти специалистов было непросто, и поэтому работа продвигалась медленно.

По словам доктора философии по истории Сабухи Ахмедова, 13 сентября в 17:11 на наблюдательном пункте на западе села Гаджи Гасан Нуру Паша подписал  приказ о решающем нападении на Баку. В тот же вечер командир Кавказской исламской армии дал армии приказ - «Вперед к церкви Сарыхачлы». Это  приказ означал, что решающее нападение на Баку начнется 14 сентября. 14 сентября утром, еще до восхода солнца армия сошла с Шубанских гор поднялись на Ясамальское косогорье и уничтожив ручными бомбами врага подступили к воротам города. После кровавых боев, длившихся 30 часов, прибывший на место боевых действий армянский командир по западному вражескому фронту вместе с иранским консулом на автомобиле с белым флагом заявил о готовности сдаться.  

Таким образом, «Диктатура Центрокаспия» была разгромлена и Баку был спасен от анти-азербайджанских сил. Как сообщает профессор Муса Гасымлы, Нуру Паша направил телеграммы о сдаче Баку азербайджанскому правительству, Анвару Паше, командующим 3-й и 9-й армией. Все телеграммы начинались с одного и того же предложения: «Город Баку был взят после 36-часового жестокого сражения 15 сентября в 09:00». Позвонивший по телефону находившемуся в Стамбуле М.Э.Расулзаде военный министр Османского государства Анвар Паша поздравил его. М.Э. Расулзаде же, в свою, очередь, направил председателю азербайджанского правительства Ф.Хойскому телеграмму, и поздравил азербайджанский народ и правительство по случаю великой победы.  В поздравлении Нуру Пашы по случаю освобождения города Фатали хан Хойский написал: «Народ благодарит Вас».

17 сентября 1918 года – через три месяца после формирования кабинета Фатали хана Хойского правительство Республики переехало в Баку. Баку был объявлен столицей.

Эта статья подготовлена при поддержке компании «Bakcell»

# 13667
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#