Чем раньше армяне найдут ответ на этот вопрос, тем менее Шуша будет грустной

Чем раньше армяне найдут ответ на этот вопрос, тем менее Шуша будет грустной
27 мая 2015
# 16:30

Прочитал на днях интервью сотрудницы Tert.am Арпи Магакян с «министром культуры НКР» Нарине Агабалян, и сделал несколько выводов, которыми хочу поделиться с вами.

Во-первых, это констатация атмосферы всеобщего уныния, которая царит на наших оккупированных землях. Большая часть беседы была посвящена Шуше, где размещено указанное «министерство». Автор представляет его как «веселый и молчаливый город». Веселый молчун при  этом, по словам коллеги, скрывает тоску и протест, «которые нужно проанализировать и вылечить: нельзя допустить, чтобы этот прекрасный город молчал».

То ли наш город веселый, то ли тоскующий и протестующий. Эдакий плюрализм в одной голове у госпожи Магакян, которая в свой прошлый приезд в город увидела его «грустным, вероятно, из-за мрачной погоды».

«Жители города так же были грустны: беседы с ними все вращались вокруг банков и кредитов. Многие заложили свои дома, взяли  деньги и жаловались на трудности при закрытии кредита. Бытовые проблемы часто не дают дышать, а искусство? Может ли искусство утешить, показать путь?» - задается вопросами журналистка, которая адресует их Нарине Агабалян. Что там в таком случае веселого – наука бессильна объяснить…

Во-вторых, это констатация факта исхода армян. В беседе «министр» аполитично рассуждает, рассказывая о том, что люди покидают свои дома: «Как в Армении, так и в Арцахе главной задачей  сегодня являются села. Это один из самых актуальных вопросов.  Не может программа развития Арцаха ограничиться лишь столицей, то же самое и в Армении. И поэтому в селах нужно решать не только социальные и инфраструктурные проблемы, но сделать интересной сельскую жизнь, чтобы людям не хотелось покидать свои дома».

В-третьих, это констатация размытости ориентиров. Агабалян говорит: «70 лет живя под игом Азербайджана, мы постепенно теряли нашу идентичность, и теперь время восстановить и передать ее будущим поколениям».

В-четвертых, это констатация тотальной безработицы, которая царит в «НКР». «Министр» кичится тем, что благодаря переезду «ведомства» из Ханкенди в Шушу несколько человек нашли работу. Повторяю: несколько человек. Это «успех» местного масштаба, наверное.

Про мероприятия типа «выпечки хлеба», с помощью которых пытаются на оккупированных территориях удержать население в селах и восстановить идентичность, подробно можно прочитать здесь: (http://www.tert.am/ru/news/2015/05/25/Narine-aghabalyan/1686974). Но оно того не стоит.

Не интервью, не мысли, не слова, а песня…

Я не люблю вдаваться в историю, в ней кроме дат и имен все остальное интерпретация. У каждого своя история. Это мое мнение, которое никому не навязываю.

Но о «70-летней жизни под игом Азербайджана», по моему скромному разумению, может говорить только тяжело больной человек. Неужели в «НКР» людей не осталось, что такой изящный пост, как «министр культуры», занимает человек с отсутствием знаний и нарушенной психикой?

Какое такое иго? Почему именно 70 лет, а не всю историю «многострадального народа»? Ну, или хотя бы десять веков, когда, как утверждают армяне, наши предки прискакали на конях в эти края с Алтая? И что это за стержень у населения «Арцаха», который мы так за короткий исторический период расшатали, что идентичность сильно пострадала?

У меня много армянских коллег, с которыми я могу спокойно и конструктивно общаться, дискутировать, обсуждать будущее. Но большинство из них – жители Армении. На оккупированных территориях же их раз, и обчелся. Не получается. Они крайне агрессивны и  зомбированы. Я понимаю, они пережили войну, психологический стресс. То есть эмоциональную составляющую объяснить можно. Но интеллектуальную подвести под нечто базовое не получается. Люди просто врут и верят в свою ложь. Вот это очень плохо.

Нам в будущем в любом случае (после ли очередной большой войны или подписания мирного соглашения) предстоит вместе жить – как соседи или в одном доме. А с таким настроем, с такой «правдой» это будет сложно сделать.  Думаю, в Ереване это тоже прекрасно понимают. И для того, чтобы в будущем не столкнуться с верой в «иго», им надо менять стратегию. Ереван должен готовить население оккупированных территорий к возможному компромиссу, чтобы иметь возможность для принятия волевых решений в будущем. Культивирование агрессии, подмена фактов ни к чему хорошему не приведут. Поддержание такого психологического настроя была для них выгодна в конце прошлого века, когда по-другому не возможно было бы осуществить оккупацию азербайджанских земель. Но цирк уже уехал. И клоун, который остался, должен осознать, что времена изменились.

Жители «НКР» живут намного хуже, чем жители Армении, не говоря уже об Азербайджане. Это цена, которую они заплатили за безобразие, которое они творят уже 27 лет. Возможно, они к этому уже привыкли, раз их пичкают неправдами такие вот «министры». Но рано или поздно в этом мире все меняется. И прозрение может стать кошмарным. Зачем нужны были жертвы, кровь, увечья, голодная жизнь, кредитное иго, если ничего за это не было получено?

Чего добились армяне Нагорного Карабаха? Вот главный вопрос, на который они должны искать ответ. Избавились от ига Азербайджана? А его просто и не было. Думайте дальше. Чем раньше найдете ответ, тем менее Шуша будет грустной.

Кенан Гулузаде

# 7591
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#