«Квазимодо» Голливуда блестяще справлялся и с комедийными ролями

<span style="color:red;">«Квазимодо» Голливуда блестяще справлялся и с комедийными ролями
6 мая 2015
# 15:46

Vesti.Az продолжает проект «Легенды мирового кинематографа». В нашей рубрике публикуются статьи, очерки, эссе, повествующие о жизни и деятельности великих отечественных и зарубежных творцов кино. Великий, сказочный, реальный, прекрасный беспрестанно притягивающий нас кинематограф. Кто из нас не засматривался прекрасными художественными полотнами, которые раскрывались перед нами на экране? Или вдумчиво не следили за документальным и научно-популярным кино? За этими творениями стоит труд многих и многих людей кинематографического цеха. Но лишь определенная часть этих тружеников кино при жизни или после нее удостаивались звания великих. Они становились легендами кинематографа.


Для меня, и я уверен для миллионов поклонников большого экрана этот актер безоговорочная мегавеличина мирового кинематографа. В первый же раз , как я увидел этого актера на экране он меня потряс своей харизмой. Был я в возрасте 7-8лет , когда впервые соприкоснулся с бессмертной картиной великого Фредерико Феллини «Дорога». Безусловно, что в этом нежном возрасте я не понимал глубину философии признанного мэтра кино, но игра двух блестящих актеров, была настолько потрясающе притягательна, что смогла способствовать рождению в душе ребенка целой гаммы далеко не детских чувств. Наш герой и Джульета Мазина создали незабываемый дуэт совершенно различных, но вместе с тем таких единых в своем одиночестве людей.

Есть актёры, слава которых вспыхивает как фейерверк — мгновенно и ярко. Другие же идут к ней долгие десятилетия, почти отчаявшись поймать эту капризную даму. И не всегда дело в таланте или счастливом случае, хотя все это, конечно, имеет значение. Чаще всего помогает труд — непрестанный, упорный, настойчивый — и встреча с режиссёром, мастером своего дела. К этим вторым и относится  и наш сегоняшний герой, добившийся успеха и международного признания лишь два десятилетия спустя после прихода в кинематограф…

***

Родился будущий звезда мирового кинематографа в Мексике сто лет тому назад , а именно 21 апреля 1915 года. Отпрыск ирландско-мексиканской семьи, Энтони Рудольф Каксака до 12 лет вообще не говорил по-английски. Естественно, остался акцент, который всю жизнь мешал ему играть чистокровных англосаксов. Да и во внешности этого высокого, широкоплечего человека с кустистыми бровями над восточного разреза глазами под припухшими веками и квадратной челюстью было что-то мрачно-угрожающее, и это сразу же обрекло его на роли хулиганов, злодеев или представителей различных «национальных меньшинств».

Хотя начиналась работа Куинна в кино весьма многообещающе. Когда он в 1936 году дебютировал в роли гангстера в «Пароле», за его плечами уже были занятия в драматической школе, работа в театре «У ворот», где Энтони успешно выступил в пьесах «На дне» и «Чистые постели» — о нравах ночлежки. На съёмках четвёртого фильма, «Житель равнин» (1937), где он играл индейца, состоялось знакомство с приемной дочерью режиссера Сесиля Де Милля — Кэтрин, тоже актрисой. В этом же году она стала его женой. Но Куинн не позволил себе воспользоваться семейными связями, и потянулась длинная череда второстепенных ролей. Он снова и снова изображал краснокожих («Буффало Билл», 1944; «Куда нам идти?», 1945; «Черное золото», 1947, где единственный раз снялся с супругой вместе; «Семинол», 1953 и др.), был испанцем в «Последнем поезде из Мадрида» (1937), филиппинцем в «Возвращении в Батаан» (1945), китайцем в «Небе Китая» (1945) и так далее.

Движения вперед не наблюдалось, хотя актер уже несколько раз обращал на себя внимание зрителей. Например, в «Инциденте в Оксбоу» (1943), где Куиннн выразительно сыграл мексиканца, почти не говорящего по-английски, ставшего одной из трех невинных жертв суда Линча. Его темпераментное танго с Ритой Хейуорт в картине «Кровь и песок» (1941) показало, что он вполне мог играть роли Р. Валентино, но ему не хватало слащавости этого любимца дам.

Отчаявшись добраться до премьеров в кино, Куиннн в 1947 году ушёл на Бродвей. В знаменитом спектакле Э. Казана «Трамвай «Желание» он играл Стэнли Ковальского в очередь с Марлон Брандо и, по мнению знатоков, был не только не хуже, но временами и достовернее любимца театральной публики.

Неудивительно, что именно Казан пригласил Куинна на роль Эуфемио — корыстолюбивого и хитрого брата героя — в «Да здравствует Сапата!» (1952). Как уж режиссёру удалось соединить воедино разные манеры игры своих двух Ковальских, но Энтони здесь впервые ждал настоящий успех на экране: он получил «Оскара» за лучшую роль второго плана. В следующем году его снова заметили, когда актер прекрасно показал злобного мексиканского бандита в «Скачи, вакеро!». Этой же весной его пригласили в Италию, где за 11 месяцев Куиннн снялся в пяти фильмах, сыграв в том числе и Антиноя в «Улиссе» (1954, в нашем прокате — «Странствия Одиссея»), а в «Сельской чести» (1953) даже спел партию Альфио.

Во время съёмок «Запрещенных женщин» (1953), Энтони познакомился с Джульеттой Мазиной, игравшей одну из проституток. Она представила актёра своему мужу — Федерико Феллини. В тот же вечер режиссёр дал ему сценарий «Дороги». В его мрачном, злобном силаче Дзампано, рвущем в цирковом аттракционе грудью железные цепи, как бы слились воедино все те грубияны и злодеи, которых столько переиграл Куинн. Но здесь — под руководством Мастера — он сумел показать эволюцию своего героя, пробуждение человека в звере. Лишь потеряв свою спутницу, дневную рабыню и ночную утешительницу, слабоумную Джельсомину (Дж. Мазина), он понял цену любви и преданности, осознал весь ужас своего невыносимого одиночества. Наконец-то пришло подлинное признание — мгновенное и всеобщее, сразу же сделавшее актёра величиной международного класса.

Два года спустя Куинн получил еще одного «Оскара» — за роль Поля Гогена в «Жажде жизни» Винсенте Миннелли — биографическом фильме о Ван Гоге. И хотя актер был здесь на экране всего лишь шесть минут, образ получился настолько убедительным в своем жизнелюбии, что название фильма вполне может быть отнесено и к нему. Теперь удачи следовали одна за другой. В том же, 1956-м он блестяще сыграл Квазимодо во французской картине Жана Делануа «Горбун собора Парижской Богоматери», знакомой и советскому зрителю. Этот классический персонаж Гюго получился у него менее чудовищным, чем у Л. Чейни в 1923-м, и более достойным сожаления, чем у Ч. Лоутона в 1940-м. Дуэт Куинна и Джины Лолобриджиды (Эсмеральда) произвел на всех ошеломляющее впечатление.

Ещё больше запомнился Маунтейн Ривера в шедшем и на советских экранах фильме Ралфа Нелсона «Реквием по тяжеловесу» (1962). В образе старого боксера, 17 лет проработавшего на ринге, а теперь вынужденного покинуть его из-за угрожающей ему слепоты, актер удивительно естественно показал гордость поверженного, потерявшего всё, но сохранившего достоинство человека.

И, наконец, наивысший успех — «Грек Зорба» Михалиса Какояниса (1965). Куинн как бы сумел передать герою и свое бесконечное терпение, и свой гуманизм, и свой гедонизм. Этот кусочек солнца в человеческом облике стал зримым олицетворением народной силы и энергии. Исполнение им в финале греческого танца сиртаки невозможно забыть, ибо оно выражает саму суть натуры этого жизнелюбца, как Антей, черпающего свои силы от соприкосновения с землей. Это был шедевр Куиннна. Еще один потрясающий персонаж был сыгран актером в экранизации произведения Э.Хэмингуэя «Старик и море», где он на космическом уровне сыграл главного героя. В том же 1965-м году Энтони развелся с Кэтрин после 27 лет брака (четверо детей выросли, тоже стали киноактёрами) и женился на итальянке Иоланте Аддолори, родившей ему трёх сыновей.

В 1958-м Куинн единственный раз выступил в качестве режиссёра, сделав римейк фильма своего тестя «Пират», но успеха не имел. Энтони Куинн блестяще справлялся с комедийными ролями. Эталоном этого может служить его блестящий дуэт с Андреано Челентано в кинофильме «Блеф», где они играют двух отпетых, но удивительно очаровательных мошенников. Куиннн занимался и писательским трудом и в 1973 году опубликовал книгу воспоминаний «Первородный грех».

Энтони Куиннн и далее снимался в кинофильмах многих киностудий различных стран,  и был стабильно-профессионален в каждой своей роли. Однако мы постарались рассказать вам о наиболее потрясающих работах этого незабываемого гения актерской игры. Кого бы он не играл: мексиканцев, индейцев ,разбойников, пиратов, мафиози, мошенников, арабов или евреев, людей различных профессий и вероисповедований Энтони Куиннн был всегда очень достоверен и убедителен. Неповторимая игра этого великого актера заставляла зрителей или бесконечно любить или люто ненавидеть его героев , но никогда не оставляла их равнодушными.

Его третьей и последней супругой была его бывшая секретарь Кэти Бенвин, которая родила от него двоих детей, при этом младшего — когда Куиннну уже был 81 год. Последние свои годы актёр провёл в Бристоле, штат Род-Айленд. 3 июня 2001 года Энтони Куиннн скончался от пневмонии и дыхательной недостаточности, осложнённых ещё и раком горла, в возрасте 86 лет.

После Энтони Куиннна осталось более 150 фильмов (по данным Corriere della Sera - 320 фильмов) и 13 детей. Вызывающий восхищение результат долгой, плодотворной и счастливой жизни бесконечно талантливого человека.

Фуад Бакылы

[email protected]

# 5638
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#