«Допустим, азербайджанская армия победит армян: это будет означать, что конфликт загонят вглубь на 20-30 лет»

«Допустим, азербайджанская армия победит армян: это будет означать, что конфликт загонят вглубь на 20-30 лет»
18 апреля 2015
# 15:00

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с российским политиком, президентом Общероссийского общественного движения «Союз правых сил» Леонидом Гозманом.

- Леонид Яковлевич, признаюсь, воскресный выпуск программы «Список Норкина» с Вашим участием, где обсуждался «украинский фашизм», произвел на меня сильное впечатление. Почему, на Ваш взгляд, российскому обществу абсолютно любое событие в Украине преподносится как «проявление украинского фашизма»?

- Мне бы хотелось, чтобы нашу страну и наших людей понимали, а не осуждали. Мы были огромной могущественной империей. Потом империя распалась. Мы были не первой распавшейся империей в мире – империи разваливались и до нас, но для всех империй, для всех имперских народов распад – всегда очень болезненный процесс. СССР во многом был неудачной страной, иначе он не распался бы, но в нем была одна особенность – очень многие люди гордились своей страной. Потом это все стало распадаться, мы стали Верхней Вольтой с ракетами, и люди это воспринимали крайне болезненно.

Аннексия Крыма стала первым случаем, когда десятки миллионов россиян получили возможность гордиться своей страной. Я не разделяю их гордость, тут нет места для гордости, но мы в меньшинстве. А большинству кажется, что это правильно. И поскольку они этим гордятся, то нужно как-то разъяснять им эти процессы. Если просто сказать им, что мы взяли то, что плохо лежит, то это не будет предметом для гордости. А вот если мы боремся с фашизмом, то это предмет для гордости. Поэтому так и получается. Это пропаганда. 

- А Вы сами считаете, что сегодня имеет место агрессия России против Украины?

- К моему великому сожалению, вынужден согласиться с тем, что Россия совершает агрессию против Украины.

- Войны начинаются и заканчиваются, правители приходят и уходят, но народы остаются. Как Вы думаете, найдут ли когда-нибудь общий язык два народа – русский и украинский, после того, что уже произошло?

- Я очень надеюсь на это. Хотелось бы обратить внимание на то, что в России сегодня очень хорошее отношение к Германии и к немцам, а ведь память о Великой Отечественной войне жива до сих пор. Но, тем не менее, наши люди перестали видеть врага в каждом человеке, говорящем по-немецки. Французы не испытывали ненависти к русским, хотя русские были в Париже.

Я надеюсь, что все это пройдет. Конечно, эти раны будут рубцеваться долго, но война между Россией и Украиной – это просто ужас. Ведь, если и можно использовать выражение «братские народы», то, конечно, по отношению к русским и украинцам.

- От Украины перейдем к Азербайджану. Как Вы оцениваете нынешний уровень азербайджано-российских отношений?

- Боюсь, что я не компетентен в этом вопросе. Но понимаю, что Азербайджан, в отличие от Армении, находится в совершенно ином экономическом положении. Азербайджан развивается значительно более успешно. Не буду говорить, в какой степени это объясняется вашими нефтяными запасами или умелым государственным управлением, но Азербайджан экономически более независим, чем другие страны.

- Вы хорошо знакомы с историей карабахского конфликта, поскольку в свое время входили в состав «Комитета российской интеллигенции «Карабах». Каким сейчас Вы видите решение этого самого застарелого конфликта на постсоветском пространстве?

- Да, я не только хорошо знаком с историей карабахского конфликта, мне даже довелось принимать участие в посреднической миссии. Мы посетили Ереван, Баку и зону боевых действий. Тогда воевали только ополченцы, армий ни у Азербайджана, ни у Армении пока не было. Мы пытались выполнить функцию медиаторов, но при этом мы недооценивали сложности конфликта.

Мне кажется, что карабахский конфликт – это один из тех случаев, когда конфликт может быть только «заморожен» на одно или два поколения. Прочный мир возможен только тогда, когда все стороны  считают его правильным и справедливым. Когда закончилась Первая Мировая война, Ллойд Джордж и Клемансо – лидеры Англии и Франции – добились крайне несправедливого и жестокого по отношению к Германии Версальского мирного договора. Тем самым была открыта дорога реваншистам – через 15 лет к власти в Германии пришел Гитлер, а дальше была страшная Вторая Мировая война. В 1945 году, поняв свою предыдущую ошибку,  лидеры Запада вели себя по отношению к Германии совсем иначе, поэтому сегодня Германия является демократической страной, союзником всех нормальных европейских стран. То же самое и с Карабахом. Допустим, азербайджанская армия победит армян. Это будет означать, что конфликт загонят вглубь, и через 20 или 30 лет он вспыхнет с новой силой. То же самое относится и к армянской армии, если она победит вашу армию. Поэтому, думаю, что нужно договариваться, чтобы все стороны конфликта считали себя в выигрыше. Боюсь, что на сегодняшний день такого варианта просто нет. Он может появиться лишь у нового поколения.

- То есть, просто вот так вот заморозить карабахский конфликт, и все?

- Да. Повторюсь, я считаю, что у карабахского конфликта нет сейчас ни политического, ни военного решения, которое устроит абсолютно все стороны. Поэтому его нужно заморозить на какое-то время. Так решаются многие конфликты в мире. А если сейчас начнется война, то победа одной из сторон будет краткосрочной.

Бахрам Батыев

# 20482
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#