Служивший в Карабахе белорусский дипломат рассказал, как «страдали» армяне от рук азербайджанцев

Служивший в Карабахе белорусский дипломат рассказал, как «страдали» армяне от рук азербайджанцев
6 марта 2015
# 16:03

Генеральный консул Республики Беларусь в Даугавпилсе (Латвия) Владимир Климов в интервью газете «СейЧас» обвинил Азербайджан в ущемлении армянского населения в бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, где он проходил воинскую службу (http://www.grani.lv/daugavpils/51759-vladimir-klimov-o-planah-urokah-istorii-i-freziyah.html ).

В интервью журналистка поинтересовалась у белорусского дипломата, не считает ли он похожими ситуации в Карабахе и на Юго-Востоке Украины.

«Из Нагорного Карабаха я перевелся в 1992 году, - ответил В. Климов. - Наше подразделение должно было не допустить развития военных действий между противоборствующими сторонами, разоружать незаконные воинские формирования. Газовых баллончиков для этого оказалось недостаточно! Общее в ситуациях, безусловно, прослеживается: и там и там народу не давали возможности на самовыражение. Нагорно-Карабахская автономная область в 1923–1991 гг. входила в состав Азербайджанской ССР и была заселена преимущественно армянами. В армянской семье рождается ребенок, допустим, по фамилии Малумян, а в ЗАГСе его регистрируют Малумяновым, на азербайджанский манер. Не поощрялось исполнение национальных традиций, имелись разногласия на религиозной почве. Все эти обиды копились, а потом кто-то спровоцировал ситуацию – разгорелся конфликт.


То же примерно происходило и на Юго-Востоке Украины – во времена Ющенко с Западной Украины на Юго-Восток присылали немало людей на руководящие должности, тогда как местных отодвигали в сторону, препятствовали продвижению по службе или работе, в результате их перспективы становились туманными. Нагорная Карабахская Республика – самопровозглашенное образование. В 1994 году был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и Нагорным Карабахом – с одной стороны и Азербайджаном – с другой, но Нагорный Карабах практически никто не признал, кроме разве что Армении. Межнациональный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, продолжается. В Степанакерте построен аэропорт, а Азербайджан, считая эту территорию оккупированной, заявил, что будет сбивать все самолеты, которые захотят в нем приземлиться или взлететь с его полосы. В общем-то, такое самопровозглашение зачастую тупиковый путь, такая же ситуация сейчас наблюдается в Приднестровье, когда многие экономические связи заморожены, существует проблема с оформлением документов, логистикой. Разве это не уроки истории?».

По всей видимости, господин Климов, хоть и служил в Нагорном Карабахе, но так ничего и не понял. Или понял только то, что рассказали ему армяне. Начнем с того, что заявления карабахских армян о том, что их якобы притесняли и не позволяли самовыражаться, абсолютно беспочвенны. Статус Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР был отражен в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов. Согласно Конституциям СССР и Азербайджанской ССР, правовой статус НКАО регулировался Законом «О Нагорно-Карабахской Автономной области», представленным Советом народных депутатов НКАО в Верховный Совет Азербайджанской ССР и принятым 16 июня 1981 года. НКАО как национальная территориальная единица являлась формой административной автономии и обладала рядом прав, обеспечивающих выполнение специальных требований населения. Согласно Конституции бывшего СССР, в Совете наций Верховного совета СССР НКАО была представлена 5, а в Верховном Совете Азербайджанской ССР – 12 депутатами. Руководящий орган НКАО – Совет народных депутатов обладал широкими полномочиями. Он решал все вопросы местного значения, исходя из интересов граждан, проживающих на территории области, с учетом ее национальных и иных особенностей. Армянский язык использовался в работе всех государственных, административных и судебных органов, прокуратуры, а также, в соответствии с языковой потребностью населения, в образовании. Обеспечивалось вещание на армянском языке местных теле и радиопередач, издавались газеты и журналы.

В действительности НКАО развивалась более высокими темпами по сравнению с Азербайджаном в целом. Например, если выпуск промышленной продукции по республике в 1970-1986 годах вырос в три раза, то по НКАО – 3,3 раза (темпы роста здесь были выше на 8,3 %). В Нагорном Карабахе действовали десятки специализированных техникумов и профессиональных училищ с обучением на армянском и русском языках. На армянском языке печаталось пять независимых периодических изданий. В отличие от горных и удаленных от столицы Азербайджана других административных территориальных единиц НКАО была обеспечена технической инфраструктурой по приему теле и радио программ.

Кроме того, абсолютное большинство руководящих постов в НКАО занимали именно армяне – 1-й председатель обкома, председатель исполкома, 1-е секретари горкомов (за исключением Шуши), завотделами культуры и образования, начальники милиции и автобазы, даже заведующие сельскими клубами. Все они были армянами, и Баку никогда не отодвигал местные кадры в сторону. Учитывая вышеуказанное и опыт существования и развития НКАО в составе Азербайджана, она как сложившаяся форма автономии полностью отвечала экономическим, социально-культурным, национальным и бытовым особенностям населения автономной области, и поэтому не может быть и речи о том, что азербайджанцы не позволяли армянам самовыражаться. Самоопределяться – да, не позволяли, поскольку армянский народ уже самоопределился на территории Республики Армения. А вот самовыражаться – сколько душе угодно.

Теперь, что касается фамилий. Смена окончания фамилий не была инициативой азербайджанцев. Наоборот, в царские и советские времена их самих заставляли менять свои фамилий, русифицировав их путем добавления к ним окончаний «ов» - «ев». То же самое происходило и с армянами. Азербайджанские фамилии имеют тюркские, иранские и арабские корни, поэтому русские окончания «ов» - «ев» с ними не сочетаются. Повторюсь, русифицированные окончания в азербайджанских фамилиях появились в царские и советские времена. До этого азербайджанские фамилии заканчивались на: —лы, —заде, — оглу. Поэтому, утверждение белорусского дипломата о том, что в Карабахе ЗАГСы якобы по указке Баку меняли окончания фамилий армян на азербайджанский манер не выдерживают никакой критики.

Насчет аэропорта. К счастью, в Беларуси отсутствует межнациональная и межконфессиональная напряженность. Беларусь под руководством Александра Лукашенко смогла избежать межэтнических, межрелигиозных и межгосударственных конфликтов. И это не может не радовать нас, азербайджанцев, с уважением относящихся к братскому белорусскому народу. Но если на минутку представить, что крупнейшие национальные меньшинства Беларуси – русские и поляки – вдруг захотели отделиться от Беларуси. Вместе с землями, как это сделали армяне в Азербайджане. И потом захотели бы запустить авиасообщение с Россией или Польшей. Как в таком случае поступал бы официальный Минск? Уверен, вряд ли он допустил бы подобное. Так с какой стати Баку должен молчать и бездействовать, когда карабахские сепаратисты хотят установить авиасообщение с Ереваном?

В интервью господина Климова успокаивает лишь то, что, в конце концов, он все-таки признает, что самоопределение наподобие Карабаха – это тупиковый путь. Но если это тупиковый путь, то зачем же нужно было рассказывать латышам все эти сказки про притеснения армян в Карабахе? Можно было бы понять, если бы эти сказки рассказывал армянский дипломат. Но зачем это понадобилось белорусскому дипломату? Вот это, действительно, невозможно.

Бахрам Батыев   

# 9001
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#