«Против Армении Азербайджан использует «неизвестное оружие», полученное из Германии…»

«Против Армении Азербайджан использует «неизвестное оружие», полученное из Германии…»
28 января 2015
# 16:33

Интервью корреспондента Vesti.Az с аналитиком, главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексеем Синициным.

- Как известно, на последней пресс-конференции министр обороны Армении Сейран Оганян, анализируя напряженную ситуацию в зоне карабахского конфликта, сообщил, что «пока Армения не будет обращаться за помощью к ОДКБ». Он подчеркнул, что только «в случае критической ситуации она обсуждается Совбезом, который будет советовать, обращаться к ОДКБ или нет».

Примерно, с таким же заявлением армянский министр выступал летом прошлого года, когда обстановка на линии соприкосновения войск резко обострилась. Как Вы можете прокомментировать эти демарши? Не кажется ли Вам, что таким образом официальный Ереван пытается запугать Баку возможным вмешательством «третьей силы»?

- Конечно, пытается. Только все это выглядит глупо и неуклюже. Во-первых, мы становимся свидетелями политического инфантилизма – если что, я нажалуюсь на вас своему могущественному покровителю. Тот факт, что «покровительство – это утонченная форма унижения», как говорили еще столетие назад, ни армянского военного министра, ни весь армянский Совбез нисколько не волнует.

А, во-вторых, все эти спекуляции насчет возможных кляуз и жалоб в ОДКБ выглядят крайне несерьезно в контексте механизма принятия решений любой международной военно-политической организацией, не только ОДКБ. Но сначала все-таки о военном альянсе шести стран СНГ.

Совет коллективной безопасности - высший орган ОДКБ - действительно может принять решение о реальной военной помощи одной из этих стран.  И вот здесь читаем очень внимательно: «на основании официального обращения того или иного государства - члена организации о проведении на его территории миротворческой операции или по решению Совета Безопасности ООН».

Правящая элита Армении часто выступает с пустыми заявлениями о том, что является гарантом безопасности «НКР». Но Нагорный Карабах не является территорией Армении. Все страны ОДКБ, как и все другие государства мира, признают его частью Азербайджана. Так что, даже формально обращаться в ОДКБ по поводу каких-то проблем в зоне карабахского конфликта, Армения никоим образом не может.

Конечно, многие внешнеполитические проблемы решаются без излишних формальностей. Когда США планировали операцию в Ираке, с просьбой о поддержке они обращались не в высший политический орган НАТО - Североатлантический совет – а напрямую к руководителям Великобритании, Германии, Франции, других стран. Лондон тогда свое согласие на интервенцию дал, а Париж и Берлин отказались.

А теперь зададимся вопросом – кто из ОДКБ решится на вторжение в Азербайджан в угоду армянским интересам? Астана, Минск или, может быть, Москва, буквально, оплеванная армянами после трагических событий в Гюмри?

Я думаю, в Ереване прекрасно понимают, что никакой поддержки от ОДКБ на сегодняшнем витке противостояния с Баку, Армения не получит. Но на пропагандистском уровне армянская сторона все равно пытается воздействовать и на руководство, и на общественное мнение государств ОДКБ.

Отсюда и сбросы в СМИ абсолютно лживой информации о том, что в зоне конфликта с азербайджанской стороны действует турецкий спецназ, или, что Азербайджан использует какое-то «неизвестное оружие», полученное из Германии. Понятно, что о Германии вспомнили после встречи президента Алиева с немецким канцлером, чьи отношения сейчас с Путиным далеко не безоблачные. Не знаю, какой реакции армяне ждут от Путина, но все эти «игры армянских патриотов» представляются удивительно наивными.

- А как же тогда оценивать воинственный демарш президента Сержа Саргсяна, чье заявление есть смысл еще раз процитировать: «До сих пор наши ответные действия были симметричными по своей форме и ассиметричными – по количеству нанесенного урона. Отныне могут быть предприняты и ассиметричные по форме действия»? Говорил армянский лидер и о нанесении превентивных ударов по Азербайджану и даже о способности армянских  ВС нанести Азербайджану «невосполнимый ущерб»…

- А, Вы знаете, особой новизны в этих заявлениях нет. Еще два года назад в интервью The Wall Street Journal Саргсян хвастался способностью дать «диспропорционально мощный ответ» на возобновление Азербайджаном военных действий. Все эти президентские речи, угрозы, вся эта воинственная риторика называются точным, как диагноз, словом: словоблудие.

О «невосполнимом ущербе» уверенно может говорить только руководитель страны, обладающей ядерным оружием или хотя бы, как говорят на Западе, «солидным массивом» высокоточного ракетного оружия. Но ничего подобного в армянских арсеналах нет и быть не может. Я не о ядерном, а о высокоточном оружии, которое Армения в силу скудности военного бюджета приобрести не может.

Кстати, чтобы нанести превентивный удар по противнику надо иметь современные средства разведки и наблюдения для вскрытия его намерений, определения места концентрации его войск и, наконец, необходимо обладать мощными средствами поражения, чтобы этот самый упреждающий удар был эффективен. Армянские вооруженные силы не способны ни на какие упреждающие действия, которые, по сути, подразумевают неожиданное наступление на изготовившегося противника.

Сил и средств для этого у армянской армии уже сегодня катастрофически не хватает, а буквально с каждым днем разница в военных потенциалах Азербайджана и Армении только увеличивается. Естественно, не в пользу Армении.

- Но все-таки и азербайджанские вооруженные силы несут сегодня потери…

- Да, это так, хотя у противника их значительно больше. Но я бы вообще не делал никаких выводов о боевой мощи государства из таких частных эпизодов конфликта, как снайперская дуэль или действия диверсионно-разведывательных групп. Боевая мощь государства определяется не ими, а совокупностью экономических, политических, моральных и собственно военных потенциалов или, если угодно, факторов.

Давайте, вспомним события почти 40-летней давности, происходившие на советско-китайской границе. Из спорадических ружейно-пулеметных перестрелок маоисты делали ошибочные выводы о высокой боеспособности китайской армии, победном моральном настрое личного состава и пр. и пр. Понадобился разгром довольно крупных китайских военных формирований на острове Даманский и, особенно у озера Жаланашколь, чтобы у китайцев вообще исчезло желание пробовать на прочность советские границы.

Я уверен, что на какие-либо реальные превентивные или «ассиметричные» действия армянское руководство,  в том числе и военное, никоим образом не пойдет. Хотя по-настоящему силу современной азербайджанской армии они еще не испытали, но к кое-каким выводам уже, очевидно, пришли. Ведь это совершенно разные вещи – делать воинственные, но до откровенной глупости примитивные политические заявления или же эти самые заявления воплощать в жизнь. Последнее армянским лидерам не позволит прекрасно развитый инстинкт самосохранения.

Вугар Гасанов 

# 16966
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#