Российская «Гуантанамо» никуда из Армении не уйдет

Российская «Гуантанамо» никуда из Армении не уйдет
22 января 2015
# 20:00

После известной трагедии в Гюмри у армян появились вопросы и сомнения по поводу деятельности 102-й российской военной базы. В экспертном сообществе прямо-таки поставили вопрос ребром: является ли главной целью российской базы обеспечение безопасности своего союзника? Наивен сам вопрос, впрочем, как и надежды армянского руководства.

Предполагать, что Россия будет своими руками таскать для Армении каштаны из огня, если Азербайджан приступит к восстановлению конституционного порядка в Карабахе, крайне наивно. Сам глава армянского МИДа Эдуард Налбандян  как-то неосторожно заявил: «Мы, со своей стороны, гарантируем безопасность наших границ, а Российская Федерация обеспечивает свои геополитические интересы в данной зоне». Правда, в то время ни один из армянских экспертов не заявил о том, что Карабах же не находится в пределах армянских границ, а геополитические интересы России куда шире и Карабахского конфликта, и самой Армении.

Будем откровенны, Россия здорово нажала на Армению и, когда думаешь о причинах такого давления, то почему-то приходит на ум фраза крупного американского политолога и военного теоретика Чалмерса Джонстона, который как-то заметил: «Американская версия колонии - военная база».

Давайте поразмыслим о целях российской военной базы в Гюмри а за одно и откроем глаза армянским экспертам.

В годы холодной войны при проведении военных учений в СССР вместо обозначений «США», «НАТО» использовался эвфемизм «вероятный противник». А американцы были по-своему честнее – они в сценариях учений называли вещи своими именами: «война с русскими», «война с Советами», «война с СССР».

И очень гордились своей прямотой, объясняя ее, известнейшей английской пословицей: «Call a spade a spade» («Назови лопату лопатой», т.е. все говори, открыто, без двусмысленностей).

Сейчас другие времена и употребление термина «противник» стало даже каким-то моветоном. Русские говорят об «американских партнерах» и «коллегах», и даже сами заносчивые американцы на последнем боевом прогнозирование операции Bear Spear, проведенном Стратегическим командованием США, вместо «России» использовали обозначение мифической страны, которую назвали «евроазиатской автократией Usira».

Хотя целью учений было моделирование быстрого и частично - ядерного удара именно по России. (Для сведения, прогнозирование дало удручающий результат: оба государства получили неприемлемый ущерб).

Но все эти семантические игры предназначены для публики, которую называют международной общественностью. По сути дела, ничего не изменилось – противники остались прежними: США и НАТО с одной стороны, и Россия – с другой. Только эти международные игроки способны гарантированно уничтожить друг друга, развязав третью мировую войну. Китай в военном отношении пока не способен сколько-нибудь серьезно конкурировать с этими военными монстрами.

Поэтому 102-ая военная база, которую сейчас всячески укрепляют, и будут укреплять, рассматривается как «площадка сдерживания» (американская терминология)… Турецкой Республики. Турция – это страна НАТО. Москва и Анкара могут развивать самые перспективные экономические отношения, могут добиться тесного политического взаимодействия по самым животрепещущим вопросам современности, но в планах генштабов они будут оставаться «вероятными военными противниками». А станут реальными, если мир, действительно, скатится к новой мировой войне.

Конечно, военный потенциал 102-ой базы катастрофически ничтожен по сравнению с боевыми возможностями Закавказского военного округа времен холодной войны, но ее задачи по степени сложности отличаются от тех, которые стояли перед т.н. Ленинаканским укрепрайоном, основным предназначением которого было завязать пограничные бои с наступающими турецкими войсками.

Это видно на очень показательном примере.  Весной 2013 года военные эксперты России, среди которых был даже весьма авторитетный генерал Леонид Ивашов, дружно заговорили о переброске на 102-ую базу оперативно-тактического комплекса «Искандер».

Многие даже вспомнили, что его ракеты могут быть снаряжены ядерными боеголовками. Армянская пресса радостно завопила о том, что эти комплексы будут поставлены на вооружение армянской армии, вызвав тем самым бурную реакцию некоторых азербайджанских политологов, которые тут же предложили официальному Баку немедленно вступать в НАТО.

На самом деле, со стороны Москвы это был обычный зондаж ситуации, сложившейся после развертывания в Турции американского радара RX-Band под прикрытием  зенитно-ракетных комплексов «Patriot» голландских ВС. Сейчас комплексы убрали, российские «Искандеры» так и остались в местах своего постоянного базирования где-то под Краснодаром, а  армянским СМИ пришлось, как говориться, «замолчать в платочек». Очевидно навсегда.

102-ая база сейчас находится в стадии насыщения современной военной техникой и вооружением, а ее командование активно избавляется от неповоротливых армянских военнослужащих, которые, фактически вопреки законам РФ, служили в этом войсковом соединении. Все, что касается перевооружения 102-ой военной базы РФ, вполне укладывается в известную государственную программу, которая, в свою очередь, отражает видение Москвой собственного места в современном мире.

Россия, фактически, идет на создание Средиземноморского Флота, а Черноморский Флот до 2020 года должен укрепиться 15 новыми фрегатами, не говоря уже о подводных лодках «Лада», возможно даже злополучном вертолетоносце «Мистраль» и пр. и пр.

Надо понимать, что 102-ая база ВС РФ является острием всего южного оперативно-стратегического направления, единственным сухопутным военным форпостом, выдвинутым далеко вперед к гипотетическому ближневосточному театру военных действий. И если мир, реально встанет на порог Третьей мировой войны на 102-ой базе очень быстро появятся и «Искандеры» с ядерными боеголовками, и, вполне возможно, элементы стратегического сдерживания.

Таким образом, мы проанализировали военное предназначение 102-ой базы, которая никоим образом не задействована в ОДКБ, а, значит, не может быть задействована в операциях в зоне карабахского конфликта. За такого младшего партнера, как Армения, Россия никогда не будет воевать, точно так же, как НАТО не собирается воевать за нынешнюю Украину.

Однако у базы есть еще одно предназначение – политическое. Для понимания этого необходимо обратиться к американскому опыту. Тут нам поможет известный военный эксперт, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия  Алексей Синицын: «В одном американском военном руководстве есть политическое наставление, граничащее с философской максимой: «Первый способ контролировать неведомое будущее — физически присутствовать в ключевых точках». Главные  из них были определены почти шестьдесят лет назад в процессе разработки доктрины «сдерживания» — долина Рейна и Японские острова.

Исключительно благоприятствующими для распространения влияния США являются контрольные позиции их вооруженных сил в этих двух экономически могущественных регионах, гипотетически способных бросить Америке вызов: Японии и Германии.

Сейчас эти государства находятся под американским военным колпаком, Токио и Берлин связаны с Вашингтоном обязывающими отношениями и они не могут ни сейчас, ни в отдаленной перспективе проводить абсолютно независимую политику. 7-я армия США стоит на Рейне, а Японский архипелаг контролирует огромная американская база на Окинаве.

Сегодня американские базы, разбросанные по всему миру, реально, а не декларативно, контролируют большую его часть. Но базы не только военный компонент, это и политическая доминанта. Если угодно – демонстрация флага, огромной мощи, наконец, политической воли.

Возможности современной России неизмеримо скромнее. Но и она стремиться сохранить свою базу в сирийском Тартусе, готова вернуться во Вьетнам и даже развернуть свои военные объекты в Латинской Америке. О ближнем зарубежье – Белоруссии, Центральной Азии или Южном Кавказе даже говорить не стоит.

Пока 102-ая база существует, все политологические измышления о том, что Россия вытеснена с Южного Кавказа – не более чем досужие разговоры. Поэтому как бы не складывались российско-армянские отношения, какие бы гневные протесты не выказывало бы армянское общество, никуда российские военные из Армении не уйдут.

В конце концов, есть пример американской военной базы Гуантанамо, расположенной на территории Кубы. Она окружена колючей проволокой, вокруг нее оборудованы кубинские доты и прочие фортификационные сооружения, кубинские пограничники с суши и с моря держат ее в зоне постоянного наблюдения. Но это отнюдь не мешает американским военным благополучно использовать ее в своих целях уже 112 лет».

Вывод напрашивается сам за себя. Перед 102-й базой совершенно не стоят задачи участия в конфликтах на пространстве СНГ. Да, она стремительно перевооружается. Но это политическая тенденция Москвы не просто обозначить, как это было раньше, а реально обеспечить свое военное присутствие на стратегически опасных направлениях.

Вугар Гасанов

# 5932
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#