«Работающим в России гражданам Азербайджана, в отличие от украинцев, ничего не грозит»

«Работающим в России гражданам Азербайджана, в отличие от украинцев, ничего не грозит»
17 декабря 2014
# 20:00

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с российским политологом, экономистом, директором аналитического департамента компании «Альпари» Александром Разуваевым.

- В первую очередь, Александр, хотелось бы услышать Ваше мнение о происходящем сегодня с российской экономикой…

- Я бы не стал говорить именно о том, что что-то происходит с экономикой. По итогам года все будет нормально: без учета Крыма, рост самой российской экономики  порядка 1%, рост промышленности – 3%, соответственно, российская экономика продолжает оставаться 5-й или 6-й в мире. Безработица в стране тоже низкая – порядка 5%, профицит бюджет – более триллиона рублей. Вот как раз низкий уровень безработицы и профицит бюджета в 1 триллион рублей – это заслуга слабого рубля.

Другое дело, что правительство, видимо, упустило ситуацию из-под контроля и ослабление рубля оказалось намного большим, чем это было изначально запланировано. Конечно, сыграли свою роль падение цен на нефть, санкции и отток капитала. Плюс глава Службы внешней разведки господин Фрадков говорил, что западные фонды играют как против цен на нефть, так и против курса рубля с целью ослабления России. Нет оснований ему не доверять. Поэтому ситуация на финансовом рынке не особо приятная. Причем, не только на валютном, но и на фондовом рынке – рынок акций, мягко говоря, находится не в лучшей ситуации, поэтому инвесторы по итогам года серьезно потеряли.

- Стоит ли ожидать дальнейшего падения рубля?

-  На самом деле, если мы берем экономику, то я думаю, что все будет зависеть от цен на нефть. Посмотрим, что скажет Путин. Ходят слухи, что с 1 января продажа нефти и газа будет осуществляться только за рубли, возможна также отставка правительства и замена руководства Центрального банка.

Монетарные власти до сих имеют серьезные возможности поменять курс рубля. Во-первых, в резервах хранятся более 400 млрд. долларов. Во-вторых, можно повысить нормы обязательного резервирования для банков, спровоцировать массовую продажу валюты и, соответственно, рубль в таком случае сильно укрепится. Но есть и обратная сторона медали – будет серьезный банковский кризис, как это уже было в августе 1998 года, в этом случае достаточно большое число банков просто разорится. Такова плата за финансовую стабильность, но, как я понимаю, масштабного банковского кризиса пока ничто не хочет.

- Вы отметили, что одним из выходов из создавшейся ситуации может стать отставка правительства. Согласится ли Путин пожертвовать Медведевым ради стабилизации ситуации?

- Я не берусь это предсказывать. С моей точки зрения, экономический блок правительства очень слабый, и ему очень далеко до Кудрина (бывший министр финансов РФ – Vesti.Az) или Германа Грефа (бывший министр экономического развития РФ – Vesti.Az).

- Тем более, когда падает цена на нефть, а Россия сидит на нефтяной игле…

 - Я бы не стал говорить, что существует понятие «нефтяная игла», все-таки это основное конкурентное преимущество в глобальной экономике. Если мы посмотрим на всю индустрию, особенно на нефтесервис, то «нефтянка» по «умным деньгам» занимает второе место после военно-промышленного комплекса. Снижение цен на нефть ведет к тому, что нефтяные компании сокращают инвестиции. Поэтому, в принципе, в долгосрочной перспективе цены на нефть должны быть более комфортные. Пока ослабление цен на нефть выгодно Европе и Китаю.

- Возможно ли, что падающий рубль потащит за собой и валюту соседних стран, тесно завязанных на российскую экономику? Я имею в виду Беларусь, Казахстан, Армению, и, отчасти, Азербайджан.

- Что касается Беларуси, то это вообще отдельная история этого года. В начале, конечно, Беларусь очень неплохо заработала на уходе украинских компаний с российского рынка, на ответных санкциях против Европы и на российских военных заказах. Но потом российский рубль сильно упал не только к доллару и евро, но и к белорусскому рублю. Сейчас белорусский экспорт в Россию нерентабельный. Вчера президент Беларуси Александр Лукашенко призвал министров своего правительства искать другие рынки для сбыта белорусской продукции. Но за две недели невозможно будет Беларуси найти такие рынки, даже без всякой политики. Что может предложить Беларусь? Свою мясо-молочную продукцию в Литву? Но там и своей продукции предостаточно. Поэтому, я думаю, что девальвация белорусского рубля назрела. Да, в Беларуси предстоят президентские выборы, но рейтинг Лукашенко достаточно высок, так что, он вполне может пойти на такой шаг.

Что касается Казахстана, то там изменения пропорций не так болезненны, но вполне возможно, что тоже произойдет девальвация. Если мы посмотрим на документы о ЕАЭС, подписанные в Казахстане в мае этого года, то к 2025 году предусмотрена единая евразийская валюта, рабочее название которого – алтын. Но ведь ее можно и раньше ввести, тогда вообще никаких проблем не будет. И я не думаю, что алтын затронет Армению. Эта страна, конечно, часть Евразийского союза, но все-таки она с серьезным политическим риском из-за Нагорного Карабаха. Сюда же следует добавить 24 апреля 2015 года, 100-летие «армянского геноцида», еще неизвестно, что будет. То есть, имеются большие риски, связанные с Арменией.

-  В России уже анонсированы крупные сокращения на рынке труда. Как это отразится на трудовых мигрантах из Азербайджана?

- Да, прошла информация о грядущих сокращениях в «Газпроме», но затем эта информация была опровергнута. Сейчас страдает финансовый сектор и те, кто занимаются медиа и рекламой. Что касается безработицы в России, то ее уровень не вызывает беспокойства. Для нормальной экономики средний уровень безработицы составляет 6-7%, а у нас сейчас безработица держится на отметке в 5%. И не думаю, что даже на фоне возможной рецессии в следующем году безработица станет серьезной проблемой в России. Плюс, я так понимаю, что российское правительство чисто экономическими методами будет жестко выдавливать трудовых мигрантов с Украины. Соответственно, это создаст дефицит на рынке труда. Гражданам Азербайджана, которые работают в России, ничего не грозит. Тем более, их не коснутся проблемы, которые касаются украинцев. К тому же, политические отношения между Баку и Москвой сейчас очень хорошие, чтобы азербайджанцы в России могли о чем-то переживать.

Другое дело, что, несмотря на то, что уровень зарплат в некоторых секторах растет, но за счет ослабления рубля ослабнет и финансовая помощь, которую работающие в России азербайджанцы оказывают своим семьям и близким в Азербайджане. То есть, будет уменьшение финансовых переводов в валюте из России в Азербайджан.

- Некоторые эксперты утверждают, что рядовые россияне остро почувствуют нынешний кризис ближе к марту, и тогда народное недовольство заставит президента Путина пойти на уступки Западу ради снятия или смягчения санкций. Вы согласны с этим?

-  Ну, люди почувствуют это не в марте, а раньше, уже в январе, когда будет серьезный инфляционный шок. Но, во-первых, рейтинг Путина колеблется на отметке в 90%, и, во-вторых, когда говорят, что инфляция будет 14% в год, то как-то забывается, что всего 20 лет назад инфляция в России достигала отметки в 14% в месяц. Надо просто понимать, что после распада СССР, русские оказались разделенным народом, а в этом году этот вопрос был частично решен, я имею в виду Крым. Много русских еще живет в Беларуси, Казахстане, да и в Азербайджане, но там им жить очень комфортно, и поэтому за них никто не переживает.

А про все эти разговоры о каких-то протестных настроениях в России могу сказать, что это любимая тема оппозиционной тусовки. И не более того.

Бахрам Батыев 

# 6350
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#