[b]Такой сценарий урегулирования карабахского конфликта выглядит невероятным[/b]

[b]Такой сценарий урегулирования карабахского конфликта выглядит невероятным[/b]
24 ноября 2014
# 11:36

Итоги долгожданной встречи президентов Азербайджана и Армении 27 октября в Париже, проведенной по инициативе президента Франции, не внушают оптимизма по поводу скорого прогресса в урегулировании карабахского конфликта. Официальное сообщение по итогам встречи Алиева и Саркисяна в Париже ограничилось лишь тем, что президент Олланд, подчеркивая неприемлемость сохранения статус-кво в карабахском конфликте, предложил сторонам приступить к разработке всеобъемлющего мирного соглашения. Однако, эта инициатива, судя по заявлению главы МИД Армении Налбандяна, не принимается Арменией, считающей невозможным обсуждение мирного соглашения до окончательного согласования мадридских принципов урегулирования. То есть, Армения по-прежнему стремится навязать Азербайджану принцип определения статуса Нагорного Карабаха путем референдума, в то время как Баку считает возможным обсуждение этого вопроса лишь после устранения факта оккупации территорий Азербайджана. В такой ситуации Баку, естественно, остается не восприимчивым к предложениям по укреплению мер доверия между конфликтующими сторонами, полагая, что они только укрепят выгодный для Армении статус-кво в карабахском конфликте. Комментируя итоги Парижской встречи, глава МИД Азербайджана Мамедъяров вновь подчеркнул, что Азербайджан требует вывода армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий, после чего возможны открытие границ и коммуникаций и согласования вопросов по укреплению мер доверия.

До Парижской встречи президенты Алиев и Саркисян встречались дважды – в августе по инициативе президента России Путина и в сентябре по инициативе госсекретаря США Керри. Обе эти встречи оказались внеплановыми и были инициированы Москвой и Вашингтоном в ответ на эскалацию ситуации в зоне карабахского конфликта. Хотя на этих встречах предметного обсуждения путей урегулирования карабахского конфликта и не состоялось, однако они в определенной мере способствовали стабилизации ситуации на линии соприкосновения азербайджанских и армянских вооруженных сил. Это позволило посредникам сосредоточить усилия на организации встречи президентов Азербайджана и Армении в Париже.

Судя по настойчивости посредников, они придавали чуть ли не ключевое значение именно встрече Алиева и Саркисяна в Париже. Это обстоятельство давало основание предположить, что в Париже ожидалось обсуждение каких-то конкретных предложений французской стороны, на наличие которых намекали и послы Франции в Азербайджане и Армении. Накануне встречи СМИ, ссылаясь на не названные источники, заговорили о подготовке французской стороной некой "Дорожной карты", о сути которого ничего не сообщалось. Несколько завесу вокруг ожидающихся в Париже переговоров приоткрыл 15 октября глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, по словам которого, сопредседатели предлагают начать обсуждения "по "структурным блокам" - освобождение оккупированных территорий, возвращение беженцев и др., и официальный Баку дал на это согласие". При этом азербайджанский министр подчеркнул, что "ждем ответа Еревана, как только они ответят, можем начать переговоры на уровне экспертов".

Понятие "структурные обсуждения" карабахского урегулирования в прессе появилось после визита в регион в конце июня действующего сопредседателя ОБСЕ, президента Швейцарии Буркхалтера. После этого визита заместитель помощника госсекретаря США Брент Хартли выступил с заявлением, в котором отметил, что и "призыв президента Швейцарии сделать переговоры более предметными" дает возможность сторонам продвигать мирный процесс. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что на встрече с Алиевым и Саркисяном в рамках саммита НАТО в Уэльсе госсекретарь США Керри также призвал стороны "начать более формальный переговорный процесс" при содействии сопредседателей МГ ОБСЕ. Эти обстоятельства позволяют предположить, что инициатива президента Франции, прежде всего, касалась изменения подходов ведения переговоров, сохраняя мадридские принципы главным их предметом. Такая инициатива была ожидаемой, поскольку подход "согласуется все, или ничего" завел переговорный процесс в тупик. И такая ситуация стало еще более опасной в связи с обострением противостояния между Западом и Россией, чем многие эксперты и связали обострения ситуации в зоне карабахского конфликта в конце июля – в начале августа.

Некоторые обстоятельства указывают на то, что инициатива президента Франции была не удобной для Армении. Для Еревана, видимо, несколько неожиданным было то, что Париж, где сильна армянская диаспора, предлагает, по сути, пошаговое согласование базовых принципов, позволяющее Азербайджану отодвинуть на задний план обсуждение будущего статуса Нагорного Карабаха. Встреча американского сопредседателя Уорлика с представителями армянской диаспоры в США, а также его визит в Ереван, после переговоров в Уэльсе, преследовал цель уговорить Ереван согласиться на предметное обсуждение с Баку вопросов урегулирования карабахского конфликта. Однако, судя по всему, этого ему не удалось сделать, что и было ожидаемо из-за сильного влияния Москвы на Ереван.

Фактор российского влияния на процесс карабахского урегулирования является одной из причин активизации азербайджано-российских контактов последние два месяца. Это обстоятельство и спровоцировало очередную волну слухов в СМИ по поводу того, что Баку и Москва находятся в процессе торга по поводу урегулирования карабахского конфликта. Суть этого торга, согласно СМИ, заключается в том, что Баку, взамен на освобождение оккупированных вокруг Нагорного Карабаха азербайджанских территорий, соглашается на вхождение Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Такой сценарий урегулирования карабахского конфликта выглядит невероятным, поскольку вступление Азербайджана в ЕАЭС при неясности вопроса будущего статуса Нагорного Карабаха будет всего лишь способствовать умножению возможностей Москвы влиять на внешнеполитическое поведение Баку. Кроме того, согласие с монополией России на миротворчество в карабахском конфликте, как этого желает Москва, вряд ли может гарантировать Баку исключение новых осложнений при определении будущего статуса Нагорного Карабаха. Учитывая эти обстоятельства, можно полагать, что активные контакты Баку имели цели убедить Москву не препятствовать посредством своего влияния на Ереван реализации инициативы западных посредников начать предметные обсуждения различных аспектов карабахского урегулирования.

Встреча в Париже, очевидно, не сблизила подходы конфликтующих сторон к урегулированию карабахского конфликта. Хотя у западных посредников и есть понимание, что шаги по устранению факта оккупации территории Азербайджана способны обеспечить серьезный прогресс в карабахском урегулировании, однако, они, судя по всему, не могут оказать давления на Армению, поддерживаемую Россией. Несмотря на это у посредников есть причины оценивать сам факт Парижской встречи как позитивный шаг, поскольку договоренности президентов продолжить переговоры снижают вероятность возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта. Статус-кво в карабахском конфликте, судя по всему, обречен на длительное существование, поскольку его изменение невозможно не только из-за принципиальных разногласий между Азербайджаном и Арменией, но из-за углубляющегося кризиса в отношениях между Западом и Россией. Однако, западные посредники, очевидно, не оставят попыток вывести карабахское урегулирование из тупика, поскольку существующая ситуация оставляет возможности для России вслед за Арменией корректировать и внешнюю политику Азербайджана в выгодном для себя русле.

Тунал Азери 

# 3460
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#