Антиазербайджанская риторика Саргсяна не дает взорваться «армянской мине»

Антиазербайджанская риторика Саргсяна не дает взорваться «армянской мине»
28 октября 2014
# 20:00

Наконец-то в Армении нашли главное «приобретение» страны за годы президентства Сержа Саргсяна. Шесть «ни с чем не сравнимых лет» хватило армянам для того, чтобы понять: Армения при Саргсяне потеряла самое главное достижение любой страны – суверенитет.

Вот что пишет рупор прозападной интеллигенции Армении издание «Lragir»: 

«За последние несколько лет, при полной поддержке оппозиции, власть Армении приняла целый ряд решений, усекающих суверенитет. Единственное «суверенное» решение было принято на днях – Армения, в отличие от России, не перевела стрелки часов. Как в известном анекдоте про мужа-подкаблучника: «Сказал, что сам буду мыть посуду - и мою», - пишет издание.

Примечательно, что если верить «Lragir», оппозиция в Армении всячески поддерживает власть.

«В Армении политический класс не меняется со времен провозглашения независимости – поддерживая друг друга, политические силы сохраняют свои места в системе, и ради этого готовы поступиться суверенитетом и государственностью»,  - подчеркивает издание.

Однако, в силу известных обстоятельств, не все потери Армении афишируется СМИ. В этой связи хотелось бы обратить внимание на некоторые факторы, описать которых не берутся даже оппозиционные издания Армении.

Экономика

Серж Саргсян войдет в истории Армении как президент, которому удалось продать все, что возможно было продать в стране. Серж Азатович запомнится и тем, что, не проявив политическую волю ни в Карабахском конфликте, ни в плане нормализации турецко-армянских отношений добился изоляции своей страны от всех проектов в регионе.

Давайте рассмотрим, что потеряла Армения из-за наличия Карабахского конфликта и закрытых турецко-армянских границ.

Первое – на данном этапе рынки Азербайджана и Турции по известным причинам, полностью закрыты для Армении. Из-за наличия  карабахского конфликта Армения никак не может экспортировать собственные товары в Азербайджан и Турцию. Эти рынки для Армении закрыты до урегулирования карабахского конфликта. Пока единственный выход – иранский рынок. Но и этот выход регулируется Москвой.

Второе – Армения не может обеспечить собственные потребности в энергетических ресурсах за счет стран региона, а точнее, без участия России. Опять же из-за наличия карабахского конфликта Армения не может удовлетворить собственные потребности в энергоресурсах за счет поставок из Азербайджана. Единственный выход – Иран, но и тут проблема. Сотрудничество Армении в данной сфере очень болезненно воспринимается со стороны России. Достаточно отметить, что все газопроводы на территории Армении, в том числе и часть газопровода Иран-Армения находится в собственности России. Еще, конечно же, остается вариант Грузии, но грузинские власти  не очень-то рады сотрудничеству с армянами, зная, что все решения за власти Армении принимаются  в Кремле.

А других даже потенциальных поставщиков газа, кроме Азербайджана, России, Ирана, у Армении нет, и не может быть, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Таким образом, дешевые российские энергоресурсы и таможенные преференции в рамках Таможенного союза являются серьезным подспорьем для экономики Армении в краткосрочной перспективе.

Третье - членство Армении в Таможенном союзе полностью лишает ее всякой перспективы стать полноправным участником процесса региональной экономической интеграции. В этом можно убедиться, рассмотрев структуру внешнеторгового оборота Армении, и ее динамику за период 2008-2012 гг., представленную Национальной статистической службой Республики Армения.

Нельзя не заметить, что отрицательное сальдо во внешнеторговом обороте Армении формируется в основном за счет поставок российских энергоресурсов.

Четвертое - несколько лет назад мне удалось побеседовать с одним известным турецким экономистом. Так вот в кулуарах одного форума, проходящего в Баку, он взяв ручку и листок бумаги, доказал мне, что если рассмотреть товарную структуру экспорта Армении, то можно сделать вывод о том, что и по объемам, и по ассортименту она может найти потребителей и в самом регионе.

Достаточно, по его словам, обратить внимание на то, что Армения соседствует с такими густонаселенными странами, как Иран и Турция. В Иране почти 80 миллионов, а в Турции – 75 миллионов населения. Таким образом, речь идет о более чем 150-миллионном рынке.

При этом мой собеседник открыто заявил, что рано или поздно армяно-турецкие отношения будут нормализованы. В случае подписания Арменией Соглашения об ассоциации в предложенном виде предполагалось создание зоны свободной торговли с Евросоюзом. А это значит, что сразу после урегулирования Карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений Армения получила бы прямой выход на турецкий рынок, притом по правилам зоны свободной торговли с Евросоюзом.

А теперь добавьте ко всему и рынки Грузии и Азербайджана и заметьте, что в отличие от своих партнеров по Таможенному Союзу, и с Грузией, и с Азербайджаном, Армения имеет общие границы. То есть до этих рынков рукой подать, в отличие от Таможенного союза.

По большому счету, Саргсян лишил Армению благополучного будущего. И заметьте, все из-за отсутствия прогресса в урегулировании карабахского конфликта и в вопросе открытия границ с Турцией.

Военная риторика

Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Чем может сгладить Саргсян потери страны, как в экономике, так и во внешней политике?». Ответ прост – военной риторикой в отношении Азербайджана.

Таким образом, не исключено, что президент Армении заинтересован в обострении противостояния на карабахском фронте, чтобы нейтрализовать угрозу внутренних протестов.

По той простой причине, что наличием якобы «азербайджанской угрозы» намного легче оправдать участие Армении в евразийских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, что воспринимается армянским обществом не совсем однозначно.

Это еще не все. Подобной риторикой намного проще объяснять отсутствие прогресса на мирных переговорах. Ведь никто не будет напоминать об отсутствии политической воли. А тому, кто напомнит, простите за тавтологию, напомнят мартовские события 2008 года.

Выхода нет

Наверное, помните, в политической жизни Армении был период, когда экс-президент Армении Роберт Кочарян стал планомерно дискредитировать теперь уже бывшего премьер-министра Тиграна Саркисяна. Тогда у экспертов возникли многочисленные вопросы.

Но мало кто обратил внимание на то, что мишенью Р.Кочаряна была не личность бывшего премьера или же его коррупционная деятельность, а основы экономической политики правительства.

То есть, по большому счету, потенциальной мишенью Кочаряна является сам Серж Саргсян. А вот тут уже многие эксперты прикусили язык и задались другим, более точным вопросом: «может ли Кочарян самостоятельно принять решение о начале «артподготовки в войне с С.Саргсяном?».

Возник еще один вопрос: «почему Кремлю держать Саргсяна под прицелом, если тот уже дал согласие на участие Армении в евразийских интеграционных проектах на постсоветском пространстве?».

Ответ прост – в Кремле знали о том, что чем все это обернется для Саргсяна, знали о грядущих митингах и недовольстве народе, помнили мартовские события 2008 года и пути подавления народного гласа Саргсяном.

В этих условиях необходимо было застолбить оппозиционное поле за пророссийским Кочаряном и тем самым полностью нейтрализовать прозападные силы. И у Кремля это прекрасно получилось. Как говорил в недавней беседе со мной бывший государственный советник Вафа Гулузаде, в Армении никогда не будет Майдана по той простой причине, что Западу не интересна Армения, в Армении нет западных интересов.

Правдивость слов Вафы Гулузаде доказал хорошо известный ему бывший президент, теперь дальновидный оппозиционный политик Левон Тер-Петросян.

На последнем митинге, Тер-Петросян, фактически, выступает адвокатом вступления Армении в Евразийский Экономический Союз, делая весьма симптоматичное заявление:

«Даже Запад с пониманием отнесся к этому решению, но у нас находятся люди, которые не хотят смириться с реалиями и провоцируют антироссийские настроения, для которых в нашей стране нет основ». И это притом, что именно Тер-Петросян лучше других осведомлен об антироссийском тренде, которым сейчас пронизана вся политическая жизнь армянского государства.

Вот и все – армянскому народу остается благодарить своего президента за потерянное будущее. Тем более, что основные политические силы Армении особо этому не противятся. И в этом вопросе,  власти и оппозиция едины…

Вугар Гасанов 

# 8869
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#