Лондонская «Таймс» писала в некрологе: «Его будут поминать как человека, которому отчаянно не повезло»

<span style="color:red;">Лондонская «Таймс» писала в некрологе: «Его будут поминать как человека, которому отчаянно не повезло»
22 октября 2014
# 20:27

Vesti.Az продолжает рубрику «Атланты политики». Влияние фактора личности на историю общеизвестно. Величайшие события, происшедшие за все время существования цивилизации, прочно и заслуженно связаны с именами не менее великих людей. В рубрике публикуются статьи, очерки, эссе, повествующие о жизни и деятельности мужчин - политических, государственных и общественных деятелей разных времен и народов, оставивших неизгладимый след в истории человечества.

«Пожалуйста, найдите мне одноглазого экономиста. А то я только и слышу «Если посмотреть с одной стороны», «Если посмотреть с другой стороны.

Герберт Гувер

Финансовым центром мира и ведущей промышленной державой в 20-х годах прошлого столетия, были  США. Именно поэтому биржевой крах в этой стране осенью 1929 года послужил началом сильнейшего и затяжного экономического кризиса во всём капиталистическом мире. Если время начала кризиса известно точно, то его окончание достаточно размыто. Считается, что кризис закончился в 1933 году, а оставшиеся годы до конца того десятилетия были выходом из него. Поэтому многие считают весь период 30-х годов как время Великой депрессии, так называли этот системный экономический кризис американцы. Мы знакомы с эпохой Великой депрессии, благодаря очаровательным творениям Чарли Чаплина, фильму «Однажды в Америке» и многим другим выдающимся голливудским шедеврам. Великий американский писатель О Генри львиную часть своих бесподобных новелл посвятил именно этому периоду американской истории. Великолепное творение советского режиссера Титова «Здравствуйте, я ваша тетя» с А.Калягиным в главной роли также повествует об этом тяжелом времени. Сегодня мы расскажем о президенте США правление, которого выпало именно на этот труднейший период будущей супердержавы.

***

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ  СИРОТЫ

Герберт Кларк Гувер родился 10 августа 1874 в Айове в семье квакеров, его род немецкого происхождения (первоначальная фамилия Huber). Отец Гувера был кузнецом и торговцем сельхозтехникой. Отец умер в 1880, когда Герберту было всего 6 лет, а мать в 1884, и он остался полным сиротой. С 1885 года Герберт жил у своего дяди Джона Минторна в штате Орегон. В 1891 году Гувер поступил в только что основанный Стэнфордский университет, где изучал геологию. Окончил университет в 1895 году.

После окончания университета Гувер работал в геологической службе США (USGS). С 1897 года Гувер работал на золотых шахтах в Австралии. В 1899 году женился на Лу Генри, с которой познакомился во время учёбы в университете. В начале 1900-ых работал в Китае. В 1901 году Гувер стал одним из совладельцев горнопромышленной компании Bewick, Moreing & Co и руководил её операциями в Австралии.

Вместе с несколькими партнёрами Гувер основал компанию Zinc corporation (после нескольких слияний вошла в состав Rio Tinto). С 1908 года работал в качестве независимого консультанта по горному делу. Серия прочитанных им лекций была опубликована в 1909 году под названием Principles of Mining. Как студент проявил выдающиеся способности в математике, геологии, горной промышленности.

По окончании учебы Гувер почти двадцать лет был преуспевающим инженером горного дела и коммерсантом за границей, имея главное бюро в Лондоне, и скоро стал интернационально известным экспертом горнорудного дела. Мировая война 1914 года застала его в Лондоне. С этого времени он посвятил себя гуманным задачам, сначала организации помощи Бельгии, после войны - продовольственной помощи для разрушенной войной Европы, включая и помощь Советской России, пострадавшей от голода. Президент Вильсон после вступления Америки в войну передал Гуверу в 1917 году управление продовольствием, которым он эффективно руководил в интересах обеспечения страны и союзников.

ПОСЛЕВОЕННАЯ  КАРЬЕРА  ГУВЕРА

Первая мировая война привела к кардинальным изменениям на по­литической и экономической арене мира. Мировая война предъявила не­бывалые требования к экономике. Она поглотила ⅓ материальных цен­ностей человечества. Военные расходы воюющих государств увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Фронт поглотил свыше 59% промышленной продукции.

США как заокеанский член Антанты не вела войну на своей терри­тории, ее экономический потенциал за годы войны только вырос, а уро­вень жизни населения поднялся. Америка из должника превратилась в кредитора. Ее экономическая мощь в годы войны возросла, страна стала обладать крупной армией и флотом. Так впервые Великобритания фор­мально признала установление равенства своего военно-морского флота с флотом США, подписав в 1921 г. “договор пяти” держав об ограниче­ние морских вооружений.

После войны Гувер поддерживал Вильсона в его желании вступить в Лигу Наций. В 1920 году, когда окончательно вернулся из-за границы, он стал возможным республиканским кандидатом на пост президента, и реформистские силы обеих партий боролись за него.

В 1921 году Гардинг назначил его министром торговли. На этом посту он беспримерно трудился в духе одобряемой им неформальной, добровольной кооперации правительства и делового мира.

В  ПРЕЗИДЕНТЫ

После отказа Кулиджа от участия в выборах Гувер смог выставить себя в качестве кандидата. Предвыборной борьбе между ним и демократом Альфредом Е. Смитом, губернатором Нью-Йорка и католиком, не хватало больших вопросов. Гувер сделал своей предвыборной темой процветание и возвестил для страны скорый конец бедности: «курица в каждой кастрюле и автомобиль в каждом гараже». В результате Гувер победил 6 ноября 1928 года с преимуществом в 6 миллионов голосов и еще более убедительным преимуществом в выборной коллегии. В Конгрессе снова усилилось республиканское большинство.

Кандидатура Гувера была утверждена в первом же туре голосования при выдвижении на пост президента на конвенте Республиканской партии в 1928 году. Хотя он не пользовался популярностью у фермеров Среднего Запада из-за своего противодействия практике государственных закупок излишков фермерской продукции, его соперником оказался А.Смит, имя которого сельский избиратель-протестант ассоциировал с коррумпированной городской политической машиной и католицизмом. К тому же Смит открыто выступал за отмену 18-й поправки к Конституции, в то время как его соперник высоко отзывался о сухом законе, называя его «благородным экспериментом». Гувер заявил о своей приверженности традиционным ценностям, принципам равных возможностей и частного предпринимательства без государственного вмешательства и о своей вере в американскую экономическую систему. Получив республиканскую номинацию, Гувер одержал убедительную победу в пяти южных штатах, а также в штате Нью-Йорк и во всех западных и пограничных штатах страны.

 ПРЕЗИДЕНТ  США

Гувер, присягнувший 4 марта 1929 года, был первым президентом из элиты менеджеров своей страны, одаренный организатор, администратор и технократ. До осени 1929 года у него были хорошие отношения с общественностью. Его политическая концепция прежде всего предусматривала административное обновление, попытку управлять экономикой посредством неофициального взаимодействия правительства и руководителей экономики. В его кабинет и в правительственные органы, как это было принято в «республиканскую эру», входили многие важные промышленники и банкиры. Министром иностранных дел стал опытный республиканский политик и дипломат Генри Л. Стимсон.

Внутренняя политика Гувера была посвящена сначала расширению национальных парков и уходу за лесами, улучшению условий жизни индейцев, проведению «сухого закона», реорганизации тюрем и координации действий национальных благотворительных и социальных служб. Изменения в этих областях были, однако, скромными.

Позже подчинившим себе все событием администрации Гувера стала начавшаяся в октябре 1929 года в Америке «Великая депрессия». Американское промышленное производство к 1932 году упало до уровня 1913 года, а внешняя торговля даже до уровня 1905 года. В зените кризиса зимой 1932-33 годов почти каждый четвертый рабочий был без работы. Драматически обострился кризис у фермеров. Гувер стал пленником событий, он долго не понимал масштабов экономической разрухи и социальной нужды. Его политика по преодолению кризиса полагалась, в основном, на самоисцеляющие силы капиталистической экономики. Он отклонял правительственный контроль экономики и политику расходов для финансирования федеральных социальных программ. Тяжелейшей ошибкой было одобрение Гувером таможенного закона от июля 1930 года, который рекордными ставками таможенной пошлины оказал катастрофическое воздействие на мировую торговлю. Только в конце 1930 года администрация Гувера начала переходить к антикризисным мероприятиям и лишь в январе 1932 года после создания финансовой корпорации по восстановлению действия стали более активными и широкомасштабными.

До 2 миллиардов долларов было предоставлено для государственных субсидий в экономику. В июле 1932 года правительство выделило отдельным штатам 300 миллионов долларов для оказания помощи и пособий. На предложенные Конгрессом широкие реформы, как, например, введение национальных пособий по безработице, Гувер в 1932 году наложил свое вето. Однако он подтвердил своей подписью закон Норриса-Ла Гуардиа в пользу профсоюзов. Как оказалось, жесткая позиция президента перед лицом всеобщей нужды быстро способствовала потере авторитета Гувера у общественности. Чрезвычайно непопулярным было его решение в июле 1932 года прогнать с помощью военной силы несколько тысяч ветеранов войны из Вашингтона, где они устроили демонстрацию за предварительную выплату возмещения ущерба и расположились лагерем недалеко от Капитолия.

Внешняя политика Гувера также в значительной степени была отмечена воздействиями кризиса мировой экономики и ухудшившейся международной позицией США. Еще до начала кризиса в июне 1929 года план Янга при активном участии США предпринял пересмотр немецких репарационных выплат. Выплаты репараций и военных долгов сорвались в результате кризиса. Мораторием, названным его именем, Гувер в июне 1931 года пытался сдержать коллапс отсрочкой всех международных правительственных долгов на один год. На деле с тех пор были надолго приостановлены выплаты репараций и военных долгов.

Гувер принципиально продолжал внешнеполитический курс своих обоих предшественников. Он также твердо придерживался неучастия в Лиге Наций и непризнания СССР. В его миропонимании в странное соединение вступили националистическое самосознание, чувство международной ответственности, вера в превосходство «белых народов» и желание уберечь страну от новой войны. Гувер верил в международную кооперацию без принуждения, в мирную международную систему, основанную на власти общественного мнения. У него была глубокая неприязнь к войне и разорительной гонке вооружений.

Гувер старался улучшить отношения с Латинской Америкой, разрушить недоверие к «колоссу на севере», отбросить интервенционные притязания и империалистические жесты запугивания и развивать экономическое и культурное сотрудничество. Кризис перечеркнул, правда, эти намерения, однако к концу его президентства был осуществлен вывод американских войск из Никарагуа и подготовлен вывод с Гаити. В вопросе разоружения Гувер достиг на Лондонской конференции 1930 года вместе с Англией и Францией компромисса, который Предусматривал верхний предел тоннажа для крейсеров, эсминцев и подводных лодок, но существовал недолго. Широкомасштабное предложение Гувера по разоружению на Женевской конференции 1932 года, которое бы полностью запретило оружие нападения и на треть сократило бы национальные вооруженные силы, осталось в области благих намерений. На нарушение договора японцами во время «Маньчжурского кризиса» 1931- 32 годов Гувер и Стимсон отреагировали 7 января 1932 года названной их именами доктриной, которая подтверждала непризнание Соединенными Штатами японских завоеваний или сделок в Китае, достигнутых насилием. Экономическими акциями против Японии, на которых настаивал Стимсон, Гувер ничего не приобрел. В сравнении с поставленными Гувером задачами его внешняя политика в кризисные годы несмотря на все усилия осталась нерезультативной. Так же мало она могла помешать дальнейшему ухудшению международной позиции страны.                                                                                              

ПРОИГРЫШ ФРАНКЛИНУ Д.РУЗВЕЛЬТУ

Осенью 1932 года перед предстоящими выборами президента авторитет Гувера достиг низшей точки. Однако республиканцы выдвинули его, так как у них не было альтернативы для Гувера. Демократы выставили кандидатом губернатора-реформатора Нью-Йорка Франклина Д. Рузвельта. Ввиду изменившейся вследствие кризиса расстановки политических сил и неэффективности его антикризисных мероприятий Гувер потерпел на выборах тяжелое личное поражение. Конгресс теперь опять был в руках демократов. Разочарованный и одинокий Гувер покинул пост президента 4 марта 1933 года.

Герберт Гувер, несмотря на преимущественно негативный итог деятельности его администрации, принадлежит к ярким личностям в политической жизни страны того времени. Новые исследования более справедливо оценивают общие достижения Гувера, чем старые клише, которые клеймили его как доктринера, консервативного идеолога и старомодного политика и взваливали на него ответственность за катастрофический масштаб большого кризиса. Если измерять политику Гувера как президента только по его провалу в экономическом кризисе, то упускается из виду, что и любой другой президент в «Великой депрессии» натолкнулся бы на границы своей власти. Не только будучи министром торговли в годы своей самой плодотворной политической деятельности, но и на посту президента Гувер проявил новаторские стороны и реформистские начала в своем политико-экономическом мышлении. Сегодня исследования не так строго, как раньше, проводят границы между скорее неформальным экономическим регулированием Гувера и обязательным экономическим регулированием согласно «новому курсу». При всех существующих разногласиях по поводу отдельных сторон его политики сегодня в Гувере видят выдающегося, способного, часто дальновидного политика своего времени.

ЖИЗНЬ  ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСТВА

Традиционно Гувера принято обвинять как президента, не сумевшего предложить эффективной стратегии выхода из ситуации, наподобие нового курса его преемника Рузвельта. Многие историки, однако, считают, что Гуверу просто не повезло: на пике кризиса никакие меры не помогали, и самый деятельный президент наткнулся бы на границы своих полномочий, а реформы Рузвельта были осуществлены и стали эффективными, когда низшая точка депрессии была уже позади. Кроме того, Рузвельт продолжил и значительно усилил ряд мер, предпринятых ещё администрацией Гувера. При всех существующих разногласиях по поводу отдельных сторон его политики, Гувер безусловно выдающийся политик своего времени. После ухода из Белого дома Гувер прожил еще 31 год, дольше, чем любой другой экс-президент. Сначала он жил в Нью-Йорке в гостинице «Уолдорф-Астория» и резко критиковал политику Ф. Рузвельта «новый курс», который, по его мнению, приведет или к фашизму, или к социализму.

Так же непоколебимо он отвергал в период между началом мировой войны и Перл-Харбором вступление в войну на стороне Великобритании, а с июня 1941 года в качестве союзника СССР. Сброс атомных бомб на японские города в конце войны возмутил его как человека «из-за убийства без разбора женщин и детей». При президенте Трумэне и Эйзенхауэре в период с 1946 по 1955 год Гувер еще раз исполнял правительственные поручения в качестве координатора американской организации продовольственной помощи для Европы и в качестве руководителя комиссии по реорганизации правительственного аппарата в Вашингтоне. Он не одобрил военное вмешательство его страны в Корее и Вьетнаме. С годами Гувер постепенно превращался в почтенного государственного деятеля Республиканской партии. В 1946 по заданию президента Г.Трумэна он объездил 25 стран Европы и Азии для изучения продовольственной проблемы, а годом позже посетил с аналогичной миссией ряд стран Южной Америки. В 1947 и 1953 Трумэн назначал его главой комиссий по изучению деятельности исполнительной власти США.

***

О признании его заслуг говорит тот факт, что шестнадцать штатов страны объявили 10 августа 1964 – «Днём Гувера». Именно в этот день ему исполнилось 90 лет.

Многим из нас известно шутливое сравнение человеческой жизни с роялем. У любого рояля есть белые и чёрные клавиши, а в любой человеческой жизни обязательно есть «белые» и «чёрные» периоды-полосы. Как игра на рояле заканчивается закрытием его крышки, так и человеческая жизнь заканчивается закрытием крышки. Крышки гроба...

Сие, увы, не минуло и жизни 31-го президента США. И если его юная и молодая, а также послевоенная части жизни были окрашены, в большей степени, светлыми красками судьбы, то сиротское детство и время президентства, а также период с 1933-го по 1946-й годы были основательно размалёваны тёмными красками.

Герберт Кларк Гувер умер 20 октября 1964 года от сильнейшего кровотечения. Он завещал похоронить себя в Вест Бранче - в деревеньке, где родился. Туда же был перенесён прах его жены, умершей в 1944 году. Лондонская «Таймс» писала в некрологе: «Его будут поминать как человека, которому отчаянно не повезло. В другое, нормальное время он стал бы великим президентом и принес бы своей стране успех и прогресс».

Фуад  Мамедов-Пашабейли

[email protected]

# 6462
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#