«Меня называют самым бедным президентом в мире, но…» - ФОТОСЕССИЯ

«Меня называют самым бедным президентом в мире, но…» - ФОТОСЕССИЯ
21 июня 2014
# 14:40

Vesti.Az продолжает рубрику «Атланты политики». Влияние фактора личности на историю общеизвестно. Величайшие события, происшедшие за все время существования цивилизации, прочно и заслуженно связаны с именами не менее великих людей. В рубрике публикуются статьи, очерки, эссе, повествующие о жизни и деятельности мужчин - политических, государственных и общественных деятелей разных времен и народов, оставивших неизгладимый след в истории человечества.

«Если у вас мало вещей, то нет смысла всю жизнь вкалывать, как раб, ради того чтобы приобретать эти вещи. В результате образуется больше времени для самого себя... Меня называют самым бедным президентом, но я себя бедным не чувствую. Бедные - это те, кто работают только для того, чтобы жить в роскоши. Им все время хочется все больше и больше».

Хосе Мухика, Президент Уругвая.

Практически в любой стране мира люди часто жалуются на то, что политики не знают и не понимают, как живет простой народ. С этим трудно не согласиться, в большинстве своем, это именно так, Но бывают и редкие исключения.                                                         Если кто-либо и может похвастаться тем, что он подает личный пример аскетизма в эпоху жесткой экономии, то это, несомненно, он, президент Уругвая, который отказался от государственного дворца в пользу фермерского домика, жертвует большую часть своих доходов на социальные проекты, летает эконом-классом и ездит на стареньком Volkswagen Beetle. Перед его домом на веревках сушится белье. За водой надо ходить к колодцу посреди заросшего травой двора. Дом охраняют всего двое полицейских и трехногая собака по кличке Мануэла. К дому ведет лишь одна узкая грунтовая дорога. Хозяин домика и его жена выращивают цветы на продажу. Наемных работников у них нет.

Да, да, именно так живет Хосе Мухика - президент Уругвая, чей стиль жизни мало похож на то, как обычно живут сильные мира сего...

***

Родился Мухика  20 мая 1935 года в Монтевидео в семье Люси Кордано  и Деметрио Мухика.  Мать Хосе была родом из семьи бедных итальянских иммигрантов. Деметрио Мухика – потомок испанских басков – занимался фермерским делом, однако особых успехов не добился; ферма его обанкротилась, а сам он умер. На момент смерти отца Мухика-младшему было всего 5 лет.

В юности Хосе числился в Национальной партии: там он довольно близко подружился с Энрике Эрро (Enrique Erro). Были у него и обычные для подростка увлечения – так, Хосе довольно активно занимался велосипедным спортом.

В начале 60-х Мухика примкнул к движению Тупамарос – вооруженной группировке повстанцев, вдохновлявшихся историями о кубинской революции. В 1969-м Хосе принимал участие в захвате города Пандо (Pando); увы, оставался этот город в руках повстанцев недолго. Хосе Мухика был арестован и предстал перед военным судом. Вообще, в бытность свою в Тупамарос Мухика не раз попадал в руки властям; арестовывали его минимум четырежды. Во время ареста в 1972-м Хосе получил сразу шесть пулевых ран; впрочем, и это не заставило его заняться поисками более мирной профессии.

После военного мятежа 1973-го Хосе перевели в военную тюрьму; там он провел 14 лет – причем больше 2 лет ему пришлось просидеть на дне специально вырытого колодца. Мухика, однако, это не сломило – даже из тюрьмы он продолжал контактировать с другими лидерами Тупамарос.

В 1985-м в страну пришла конституционная демократия, и Мухика вышел на свободу по амнистии. Несколько лет спустя Хосе – вместе с другими Тупамарос – примкнул к ряду левых организаций, создав политическую партию Движение народного участия.

В 1994-м Мухика был избран депутатом, в 1999-м – сенатором. Движение его продолжало набирать популярность – не в последнюю очередь благодаря уникальной харизматичности самого Мухика; к 2004-му Движение стало второй по размеру партией, входившей в состав уругвайского Широкого фронта.

В 2004-м же Мухика был переизбран в сенат. 1 марта 2005-го президент Табаре Васкес  назначил Хосе Мухика министром животноводства, сельского хозяйства и рыболовства; занимал эту должность Хосе до кадровых перестановок 2008-го. После ухода с поста министра Мухика вернулся в Сенат. Наиболее вероятным преемником Васкеса многие считали министра финансов Данило Астори ; впрочем, и у Хосе Мухика сторонников было немало. 28 июля 2009-го Мухика выиграл партийные выборы, став кандидатом в президенты от Широкого фронта.  На президентских выборах Хосе Мухика набрал больше 48% голосов; его конкурент у, экс-президенту Альберто Лакалье, удалось набрать лишь 30%. Поскольку абсолютного большинства голосов Мухика набрать все же не сумел, был организован второй тур; здесь Хосе получил уже 52% - против 43% Лакалье.

Новое правительство Мухика было собрано из членов самых разных подразделений Широкого Фронта; вице-президентом его стал Данило Астори. На Хосе Мухика возлагали большие надежды – он был первым экс-повстанцем, сумевшим сесть в президентское кресло Уругвая.

С момента вступления в должность президента Уругвая в 2010 году он уже успел заслужить одобрение представителей многих стран за то, что старается жить по средствам, отвергает роскошь и проводит политику в пользу легализации однополых браков, абортов и конопли, что позволило Уругваю завоевать звание самого либерального государства Южной Америки.

Похвалы в его адрес доносятся с самых разных сторон политического спектра. Мухика, возможно, является единственным левым лидером на планете, который получил одобрение издания Daily Mail, назвавшего его надежным и харизматичным лидером в одной из своих статей под названием «Наконец появился политик, который честен в своих расходах».

Однако человек, который также широко известен как Пепе, утверждает, что люди, считающие его бедным, неверно понимают суть богатства. «Я не самый бедный президент. Самым бедным является тот, кому для жизни нужно слишком много, — говорит он. — Мой образ жизни — это следствие моих ран. Я сын своей истории. Прежде я часто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете просто потому, что у меня был матрас». 

Уругвай гордится своими социальными традициями. Правительство устанавливает цены на такие товары первой необходимости, как молоко, и бесплатно предоставляет компьютеры и образование каждому ребенку. Ключевые энергетические и телекоммуникационные отрасли национализированы. При предшественнике Мухика Уругвай занял первое место в мире по попыткам ограничить потребление табачной продукции. При Мухика в Уругвае был принят самый радикальный законопроект, согласно которому государство получает право легально производить, распределять и продавать марихуану.

Подобные действия — наряду с другими законами,  укрепили репутацию Уругвая, как либерального государства. Однако Мухика отвергает этот ярлык точно так же, как он отвергает ярлык «самого бедного президента».

«Моя страна не слишком открыта. Эти меры являются вполне логичными, — сказал он. — Что касается легализации марихуаны, здесь речь идет вовсе не о том, чтобы стать более либеральной страной. Мы просто хотим, чтобы наркоманы перестали пользоваться услугами подпольных дилеров. Однако мы готовы также ограничить их право на курение, если они превысят разумные нормы потребления марихуаны. Это как с алкоголем. Если вы выпиваете по бутылке виски в день, к вам нужно относиться, как к больному человеку». 

По его мнению, возможности Уругвая по улучшению общества ограничены силой мирового капитала. «Я устал от того, как все складывается. Мы живем в эпоху, когда просто невозможно игнорировать логику рынка, — объясняет он. — Вся современная политика построена на краткосрочном прагматизме. Мы отреклись от религии и философии… Все, что нам осталось, это автоматизация действий, которые диктует нам рынок». 

Президент Уругвая живет по средствам и в своей политике продвигает идею использования возобновляемых источников энергии и переработки отходов. На конференции Rio+20, организованной ООН в 2012 году, он выступил с резкой критикой «слепой одержимости» идеей достижения экономического роста путем увеличения уровня потребления. Однако, учитывая то, что экономика Уругвая развивается со скоростью более 3% в год, Мухика с некоторой неохотой признает, что он должен продвигать идею материальной экспансии. «Я президент. Я вынужден бороться за создание новых рабочих мест и новые инвестиции, потому что потребности людей растут, — говорит он. — Я стараюсь увеличить уровень потребления, но при этом снизить уровень нецелесообразного потребления… Я против бессмысленной траты — денег, ресурсов, времени. Мы должны создавать вещи, которые смогут просуществовать долгое время. Это идеал, но нам вряд ли удастся воплотить его в реальности, потому что мы живем в эпоху накопления».

Его отношение к коллегам довольно неодназначно. В прошлом году его имя прогремело по все мировым СМИ в связи с довольно любопытным инциндентом.


В 2013 г. во время своей пресс-конференции, Мухика не заметив, что микрофоны уже включили, сказал своему подчиненному: «Эта старуха ещё хуже, чем тот косоглазый» (подразумевая президента Аргентины Кристину Киршнер и её покойного мужа). Этот случай вызвал дипломатический скандал между Уругваем и Аргентиной.

Президента Уругвая Хосе Мухику соотечественники называют «el presidente mas pobre» — «самый бедный президент». 79-летний Мухика жертвует на благотворительность почти всю свою президентскую зарплату, что делает его самым бедным (или самым щедрым) президентом в мире. Из $12500, которые президент получает каждый месяц, он оставляет себе только $1250. «Мне вполне хватает этих денег, — уверяет Мухика, — должно хватать, потому что доходы многих уругвайцев намного ниже».

Мухика и его жена с удовольствие рассказывают о своих встречах с Че Геварой, кроме того президент предполагает, что, вероятнее всего, он является последним действующим лидером, который встречался с Мао Цзэдуном, и он испытывает смешанные чувства по поводу недавних волнений и протестов в Бразилии, Турции, Египте и других странах. «Мир всегда будет нуждаться в революции. Но революция далеко не всегда предполагает стрельбу и насилие. Революция — это когда меняется ваше  мышление. В свое время конфуцианство и христианство тоже казались революционными», — добавляет он. 

Между тем, он весьма скептически относится к демонстрациям, за организацией которых стоят социальные сети и которые быстро сходят на нет, не успев создать ничего стоящего. «Вероятнее всего, эти протестующие, в конце концов, будут работать на многонациональные организации и умрут от современных болезней. Надеюсь, я ошибаюсь».

Уругвайская оппозиция заявляет, что рост экономики страны не привел к улучшениям в образовании и системе здравоохранения. Рейтинг президента впервые упал ниже 50%.

Президент подвергается критике и за ряд своих решений. Конгресс Уругвая принял закон, легализовавший аборты на сроке до 12 недель беременности. В отличие от своего предшественника президент Мухика не наложил вето.

Однако волноваться по поводу падающей популярности среди избирателей Мухике не стоит. Законы Уругвая не предусматривают возможности переизбрания президента на второй срок. Кроме того, ему уже 79 лет, и совсем скоро он уйдет на покой.

Он нисколько об этом не сожалеет. Когда это произойдет, он начнет получать пенсию. И в отличие от некоторых других бывших президентов, ему вряд ли придется привыкать к резко упавшим доходам. И готов, даже эти доходы делить с другими.

Хосе Мухика заявил, что по окончании своего срока планирует усыновить 30-40 бедных детей из своего района, чтобы они жили у него. Политик отметил, что сделает это, «когда снимет этот костюм, который ему жмет».

Вот такой он, нынешний президент Уругвая. Несколько странноват, неправда ли? Знает ли о своих странностях сам Мухика ? Знает, ибо не раз говорил: «Может, я и похож на старого чудака… Но это мой выбор».

Фуад Мамедов-Пашабейли

[email protected]

# 13639
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#