«В Минске должны понимать, что в Баку с неодобрением отнесутся к заигрываниям с Ереваном»

<span style="color:red;">«В Минске должны понимать, что в Баку с неодобрением отнесутся к заигрываниям с Ереваном»
22 апреля 2014
# 20:00

Вчера, 21 апреля, президент Беларуси Александр Лукашенко принял министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. В ходе встречи, по сообщениям белорусских СМИ, стороны обсудили белорусско-армянские отношения и участие Армении в процессах евразийской интеграции, в частности, скорое вступление Армении в Таможенный союз. Также сообщается, что Минск и Ереван работают над проектами почти трех десятков документов, часть из которых будут подписаны в ходе предстоящего визита Саргсяна. Президент Армении, очевидно, приедет в Минск для подписания документов по вступлению в Таможенный союз.

О том, как сейчас развиваются отношения между Минском, Баку и Ереваном, и следует ли ожидать изменения позиции Лукашенко относительно вступления Армении в Таможенный союз вместе с оккупированными ею азербайджанскими территориями, в эксклюзивном интервью Vesti.Az рассказал известный белорусский журналист, международный обозреватель Роман Яковлевский.

- Изменилась ли позиция официального Минска в вопросе вступления Армении в Таможенный союз? Как мы помним, Александр Лукашенко ранее четко ставил вопрос: «Как быть с Нагорным Карабахом в случае вступления Армении в Таможенный союз»?

- Я не думаю, что позиция официального Минска могла бы измениться. Мы знаем, что при вступлении Армении в Таможенный союз при фактически отсутствующей границе между Арменией и оккупированным ею Нагорным Карабахом, получится так, что товары из оккупированного азербайджанского региона под видом армянских будут циркулировать в Таможенном союзе. Это недопустимо! Что касается Карабахского конфликта, то участие Беларуси в его урегулировании заключается лишь в названии организации, возглавляющей процесс мирного урегулирования  – Минская группа ОБСЕ. Все!  

Тут я еще бы напомнил и позицию третьего члена Таможенного союза – Казахстана, который крайне жестко относится к вопросу вступления Армении в это объединение именно из-за Карабаха и своих особых отношений с Азербайджаном. Напомню, что Казахстан, как и Азербайджан, входят в группу тюркоязычных государств под эгидой Турции. И я не думаю, что Казахстан будет рисковать своими отношениями с Азербайджаном, с тюркским миром, ради Армении.

Также хотелось бы отметить и такой немаловажный факт, как отсутствие общих границ между Арменией и странами – членами ТС. Мне, например, не совсем понятно, как будет физически осуществляться сотрудничество в таких условиях. Ответ тут один: поскольку Таможенный союз  –  это чисто путинский проект, то Армения нужна ему как форпост интересов России на Южном Кавказе. В Армении расположена российская военная база. Вот это важно. А что Армения экономически может дать Таможенному союзу, я не понимаю.

- Совершенно очевидно, что страны-члены Таможенного союза – Россия, Беларусь и Казахстан – просто вынуждены будут «тащить» на себе нищую Армению…

- Это действительно так. В случае с Беларусью, могу сказать, что главное для нее в отношениях с Арменией – это военно-техническое сотрудничество. Беларусь известна своей солидной базой по ремонту военной техники советского образца. А именно этим вооружением как раз и оснащена армянская армия. Вот этот аспект интересует Беларусь.

Нам в Минске хорошо известно о дружбе Александра Лукашенко с армянским олигархом Гагиком Царукяном.

- В чем заключается эта дружба?

- В преференциях армянскому бизнесу в Беларуси. Не более. Тут каких-то глобальных государственных интересов Минска в Армении я не вижу.

Понятно, что игра с Арменией может отразиться на отношениях Минска с Баку. А нам известно, что в свое время именно азербайджанский президент Ильхам Алиев оказал немалую, и, самое главное  - быструю финансовую помощь официальному Минску. Азербайджан, как страна, обладающая большими энергоресурсами  и финансами, очень важна для Беларуси, как в качестве инвестора, так и поставщика энергоресурсов. То есть, интерес Минска к Баку должен быть намного больше, нежели к Еревану. В Минске должны понимать, что в Баку с неодобрением отнесутся к заигрываниям с Ереваном. Не может быть так, чтобы Баку оказывал финансовую помощь Беларуси, а Минск в ответ заигрывал бы с недругом Азербайджана, оккупировавшим его территории.

- Возвращаясь к вопросу о вступлении Армении в Таможенный союз. Не получится ли так, что Путин просто заставит Минск и Астану закрыть глаза на вступление Армении в этот союз вместе с Нагорным Карабахом?   

- Что касается Минска, то это еще как-то вероятно. А вот с Астаной я такой смелый прогноз не делал бы. Казахстан все-таки во многом самодостаточная страна, богатая энергоресурсами. И Назарбаев является авторитетом не только в рамках Таможенного союза. Не думаю, что Москва сможет заставить Астану закрыть глаза на вступление Армении в ТС вместе с азербайджанскими территориями. К тому же, закрытые глаза не означают, что проблемы не будет.

- Беларусь, как и Армения, является членом ОДКБ. Власти Азербайджана не раз заявляли, что привержены мирному урегулированию Карабахского конфликта, но в случае, если Ереван и дальше будет занимать неконструктивную позицию, Баку может прибегнуть к силовому решению. Как поведет себя в таком случае Беларусь? Будет ли она воевать на стороне Армении против Азербайджана?

- Это исключено! Я не очень себе представлю, как Беларусь может быть задействована в этом конфликте.

Да, по уставу ОДКБ, страны-участницы договора обязаны оказывать помощь друг другу. Но, во-первых, Карабах – это не территория Армении, чтобы ОДКБ вмешалась в этот конфликт.

Во-вторых, в отличие от НАТО, ОДКБ – это рыхлая организация. Можно сказать, что ОДКБ – это Россия.

С другой стороны, ОДКБ пытается решать вопросы в Центральной Азии, а Беларусь неоднократно заявляла, что является форпостом ОДКБ на западном направлении.

Мне близка точка зрения некоторых политологов и экспертов о том, что Москва заинтересована в том, чтобы Карабахский конфликт как можно дольше не решался. Ведь благодаря этому конфликту Кремль имеет возможность влиять на Баку и Ереван. Это такая геополитика Кремля.

- Бытует мнение, что после того, как Россия «переварит» Крым и Украину, следующими на ее пути будут Грузия и Азербайджан. Москва сделает все, чтобы заставить их войти в Таможенный союз. Вы согласны с таким мнением?

- Нет, не согласен. Грузия – без пяти минут член НАТО. Скоро она подпишет Ассоциативное соглашение с ЕС.

Что же касается Азербайджана, то каким образом Москва может заставить его вступить в Таможенный союз? У Азербайджана достаточно своих ресурсов и мы видим вектор его развития. Самостоятельная позиция Баку проявится и на проходящем саммите Прикаспийских государств. Как же Москва его заставит?

- Например, угрожая признать Карабах «независимым государством» или армянской территорией…

- Я не думаю, что Путин после Крыма пойдет на эскалацию напряжения с Баку. Причем, в нарушение международного права. Азербайджан – не та страна, которой сегодня Кремль может угрожать. Намекать – да, может. Не стоит также забывать объем военных закупок Азербайджана. Например, у той же России. Азербайджан – это платежеспособная страна, а Алиев – не тот политик, с которым можно разговаривать на языке угроз. Он не будет угодничать в ответ на угрозы.

И, наконец, не стоит сбрасывать со счетов Турцию. Как у вас говорят, один народ – два государства. Кремль может что-то хотеть, но может он далеко не все. Хотеть и иметь возможность что-то делать – разные вещи. Россия сегодня не может диктовать свои условия Баку.

Бахрам Батыев 

# 7382
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#