«Во время Крымских событий Эрдоган не хотел рисковать Азербайджаном»

«Во время Крымских событий Эрдоган не хотел рисковать Азербайджаном»
22 апреля 2014
# 15:30

Буквально на днях российский историк Сергей Балмасов опубликовал весьма интересную статью, после которой многие эксперты могут задаться вопросами относительно той мощи и роли в Турции в происходящих региональных процессах.

Турецкий премьер Эрдоган поступил очень осторожно в вопросе аннексии Крыма. В то время как крымские татары обращались к нему с просьбой оказать влияние на кремлевского лидера Путина, глава турецкой Партии Справедливости и Развития решил занять наблюдательную позицию и следить за действиями Путина со стороны.

Историк Сергей Балмасов весьма кстати напомнил о том, что у Анкары имеются свои исторические интересы в Крыму вообще и в Черноморском бассейне в частности, учитывая то, что ещё в XVII веке Чёрное море, по сути, было «турецким озером».

«И для турецкого руководства Крымское ханство исторически было не только щитом от северных соседей, включая Россию, но и удобным плацдармом для нападения на соседние территории и распространения на них своего влияния»,  - напомнил историк.

И уже в силу этого Турция не может равнодушно наблюдать за «историческим реваншем» России в стратегически важном для неё регионе, где проводником её интересов здесь по традиции являются представители крымско-татарской общины. При этом определённую базу для активизации там своих действий в будущем она создала. 

Телефонные беседы, да и только…

В последнее время Эрдоган и Путин часто стали говорить по телефону. Накануне стороны обменялись мнениями по вопросам, связанным с воссоединением Крыма с Российской Федерацией. Примечательно, что разговор состоялся по инициативе турецкой стороны.

Вернемся к истории. На протяжении всей постсоветской эпохи Анкара оказывала всестороннюю помощь крымско-татарской общине, в том числе и материальную. С некоторыми её представителями взаимодействовали турецкие спецслужбы, в том числе такая известная как MIT, а кое-кто из них, по имеющейся информации, проходил подготовку в специальных турецких лагерях.

Следует учитывать то, что, несмотря на свою кажущуюся малочисленность, сплочённая крымско-татарская община (около 250 тысяч человек от двухмиллионного населения Крыма) имеет хорошие позиции в целых районах степного Крыма, например, в Бахчисарайском и Белогорском.

Кроме того, влияние Анкары строилось и за счёт развития связей с крымскo-татарским меджлисом. Она обладает серьёзным влиянием в финансово-экономическом плане. Так, с помощью Турции ранее представителями общины был создан собственный крымско-татарский банк «Имдат» («Помощь»), который изначально не был подконтролен ни местным, ни центральным украинским властям. Он активно использовался для выстраивания влияния Турции на полуострове, в том числе путём распределения средств для строительства жилья членам общины. 

По мнению ведущих экспертов, в крымской ситуации Эрдоган решил не прибавлять себе проблем, которых у него и так хватает. Нестабильная остановка внутри страны после муниципальных выборов, на которых его партия одержала победу, ситуация в Сирии, приближения 100-летия «геноцида армян» - вот что сейчас беспокоит турецкого премьера.

Но наблюдательная позиция Эрдогана в крымском вопросе не может не побеспокоить и азербайджанскую сторону, когда кремлевские идеологи один за другим грозят Баку присоединением оккупированных азербайджанских территорий к РФ. Так можно ли надеяться на Турцию, которая на примере Крыма показала, что не желает противостоять России?

«Эрдоган не хотел рисковать Азербайджаном»

В беседе с Vesti.Az известный американский политолог,  научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, старший исследователь Монтерейской программы исследований терроризма Гордон Хан (Gordon Hahn) считает, что Эрдоган не был уверен в том, что он обойдется без риска войны с Россией вмешавшись в крымский кризис.

«Ассиметричный подъем Турции против РФ мог бы создать проблемы и для Азербайджана, который бы поддержал Турцию в любом ее начинании. В такой ситуации, Эрдоган решил не рисковать ни Турцией, ни Азербайджаном», - считает эксперт.

Гордон Хан обращает внимание и на пророссийскую позицию Эрдогана.

«Сейчас интересы Турции и Россию во многом совпадают. Особенно в той ситуации, когда США продемонстрировали турецкому премьеру полное недоверие. С другой стороны,  ведь аннексия Крыма Россией не грозит безопасности Турции. На Черноморском флоте до аннексии Крыма находились 20 тысяч российских солдат. И, по сути, для Турции ничего не изменилось», - подчеркнул эксперт.

«Турция не пойдет на активные наступательные движения в Карабахе»

По мнению авторитетного российского политолога и публициста Станислава Белковского политическая инициатива сейчас принадлежит Путину.

«Реджеп Тайип Эрдоган слишком увяз во внутренних проблемах и ему, мягко говоря, не до Крыма. Путин, вероятно, убедил турецкого премьера в том, что российско-турецкая дружба, расширение «Голубого потока» и т.п. - важнее локальных споров из-за Крыма», - сказал эксперт.

Белковский заметил также тот факт, что накануне, на обсуждениях в Женеве, Россию не осудили за аннексию Крыма, оставив вопрос как бы за скобками.

«Никто сегодня не хочет излишне злить воинственного и готового к жестким действиям Путина. Думаю, в сюжете с Карабахским конфликтом будет та же логика»,  - подчеркнул он.

Политолог также отметил, что вполне вероятно, уже в 2014-15 гг., особенно в связи со скорым вступлением Армении в Таможенный союз, Россия может подумать о признании независимости «НКР».

«Мое мнение: на активные наступательные военные действия в Карабахе Турция не пойдет, особенно если на противоположной стороне официально будет Россия», - заключил С.Белковский.

«Турция и Россия прекрасно понимают, что в Карабахском вопросе позиции сторон будут непримиримыми»

«Эрдоган и все высшее руководство Турции заявляло, что никогда не согласится с фактом присоединения Крыма к России и не признает Крым частью Российской Федерации», - заявил Vesti.Az руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.

Говоря об активных действиях со стороны Турции в крымском вопросе, то по мнению эксперта, Анкаре вовсе не нужно вступать в конфронтацию с Россией поскольку никаких реальных дивидендов это противостояние ей не принесет.

Что касается Карабахского конфликта, то он в политике двух государств стоит особняком.

«Ни Турция, ни Россия не заинтересованы в обострении этой темы. Обе стороны прекрасно понимают, что в данном вопросе позиции сторон будут явно непримиримыми», - резюмировал Ильгар Велизаде.

«Анкара не намерена бить горшки с Москвой»

Украинский политолог, глава Центра стратегического планирования Владимир Корнилов напомнил о том, Эрдоган поговорил с Путиным лично, продемонстрировал свое участие в судьбе крымских татар.

«Турция сделала несколько заявлений по поводу данной ситуации. При этом конечно, Анкара не намерена бить горшки с Москвой. Эрдогану сейчас тяжело в самой Турции. И ему нужна и политическая, и экономическая поддержка Путина. Турция, вне всякого сомнения, воевать и конфликтовать с Россией не намерена ни по поводу Крыма, ни по поводу Карабаха»,  - сказал В.Корнилов.

Еще до того, как Крым стал территорией РФ, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу предупредил о возможности «эффекта домино» после отделения Крыма от Украины и присоединения к России, отметив, что это может послужить примером для других замороженных конфликтов.

«Нас беспокоит не только Украина. В случае начала этой тенденции, что является актом против территориальной целостности, имеется много других замороженных конфликтов, таких как Приднестровье, Абхазия и Нагорный Карабах. Мы не хотим, чтобы кризис на Украине запустил цепную реакцию в регионе Черного моря и соседних с Турцией регионах», - заявил Давутоглу.

Так и хочется задать вопрос Ахмету Давутоглу: «А не кажется ли Вам, что началу «эффекта домино»  было положено еще со времен оккупации Нагорного Карабаха?


Вугар Гасанов 

# 8774
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#