«Габалинская РЛС – это уступка России и Азербайджана американцам» - ИНТЕРВЬЮ

«Габалинская РЛС – это уступка России и Азербайджана американцам» - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ </font>
5 октября 2009
# 20:00
Эксклюзивное интервью московского корреспондента АПА с первым вице-президентом Академии геополитических проблем, доктором военных наук, капитаном первого ранга в запасе, в недавнем прошлом – офицером Генерального штаба России Константином Валентиновичем Сивковым

- Связаны ли между собой отказ США от размещения ПРО в Европе и их интерес в совместному с Россией использованию РЛС в Азербайджане?

- Отказ США от планов по развертыванию третьего позиционного блока ПРО в Европе отнюдь не связан с более высоким уровнем миротворчества и отказом США от создания глобальной ПРО. Отказ от ПРО в Европе связан исключительно с тем, что технически американцы не смогли создать главную ударную компоненту этого третьего позиционного блока ПРО в виде противоназемных противоракет, потому что за последние 15 лет не было ни одного успешного пуска в неконтролируемых условиях. В этих условиях вполне естественно, что США пытаются нарастить и компенсировать свою систему глобальной ПРО за счет других ресурсов. При этом нужно учитывать, что идет сокращение финансирования, связанное с глобальным кризисом, так как известно, что значительное сокращение военного бюджета США именно по этой причине уже имеет место. Им нужно это компенсировать за счет дополнительных ресурсов, в том числе и за счет тех, которыми располагает Россия и Азербайджан. В этих условиях возможности использования информационного ресурса Габалинской РЛС будут, несомненно, рассматриваться.

Что касается того, позитивно это или нет, отмечу, что на данном этапе это не принесет особого ущерба обороноспособности ни России, ни США, ни Азербайджана. При этом я думаю, что использование информационного ресурса в интересах контроля ракетно-космической обстановки в зоне Индийского океана и прилегающих территориях с использованием Габалинской РЛС может быть реально и рассмотрено, так как в этом нет никаких угроз. Но, по моему твердому убеждению, ущерба безопасности Азербайджана и России это не принесет лишь в том случае, если американские специалисты не будут находиться на Габалинской РЛС. Ежели они там будут находиться, то появится угроза дееспособности самой РЛС или ее неконструктивного использования и это нанесет серьезный ущерб и России, и Азербайджану.

- Насколько планы США по Габалинской РЛС обусловлены интересами США к Ирану?

- Дело в том, что Иран для США хоть и важная точка, но не главная. Иран американцам опасен лишь в двух аспектах. Во-первых, потому, что Иран может стать центром консолидации исламского мира, если он обретет ядерное оружие. Но, судя по всему, иранцы не очень рвутся к ядерному оружию, однако, несмотря на это, Иран все-таки становится центром консолидации мусульманского мира, и для американцев это является серьезной угрозой, угрозой интересам США в регионе. Во-вторых, Иран американцам интересен потому, что он имеет выход к Каспийскому морю и его энергетическим ресурсам. Американцы хотят иметь возможность проникнуть в этот регион и самостоятельно разрабатывать ресурсы Каспийского региона. Если они дорвутся до региона Каспия именно в том контексте, в котором они стремятся к этому, то будет нанесен серьезный ущерб экономическим интересам и в целом безопасности стран, расположенных в регионе Каспийского моря. И ради того, чтобы не допустить прорыва таких могучих империй в регион, и был достигнут известный договор пяти прикаспийских стран.

Но, главное для американцев – создание глобальной системы ПРО с целью развязать себе руки в вопросах использования ядерного оружия для обеспечения своих геополитических интересов.

- Что США могут потребовать от России взамен своего отказа размещать ПРО в Европе?

- То, что американцы соглашаются с предложениями России о совместном использовании Габалинской РЛС – это не уступка Соединенных Штатов, а уступка России и Азербайджана американцам. Россия и Азербайджан соизволили поделиться с США возможностями информационного ресурса Габалы. Это надо четко понимать и формулировать. Это мы с вами согласились дать американцам какую-то информацию с данной РЛС. А то, что США потребуют, уже сформулировано ими: США будут требовать троекратного сокращения ядерного потенциала России. В этом случае ядерный потенциал России утрачивает способность защитной функции, снижает свою обороноспособность к созданию ответной ядерной угрозы и сдерживанию угроз от США и других стран НАТО. Причем по количеству ядерных боеголовок, в связи с тем, что Великобритания и Франция не включаются в этот план, блок НАТО будет превосходить ядерный потенциал России в три раза, а с учетом американского ядерного потенциала, который оценивается в 6 тысяч боеголовок, оставшихся после СНВ-1, превосходство НАТО по отношению к России будет оцениваться в десять раз. Плюс к тому, оставшегося у России количества ракет будет недостаточно, чтобы обеспечить доставку минимально необходимого числа ядерных боеголовок до территории США, которые обеспечивают ядерное сдерживание. Это число боеголовок измеряется несколькими сотнями, и если будет осуществлено сокращение носителей боеголовок в три раза, как это предполагает российский президент и как этого требует Барак Обама, то Россия в значительной степени утрачивает свою боеспособность в смысле доставки в самых критических условиях до территории США своих боеголовок.

- Трудно представить, чтобы Россия пошла на это в одностороннем порядке…

- Россия, конечно же, на это не пойдет. Речь идет о взаимном сокращении. Но у США есть мощный возвратный потенциал, у США есть Франция и Великобритания, а у России нет возвратного потенциала и нет Великобритании и Франции. Плюс у России нет глобального ПРО, плюс у России нет значительного количества стратегического неядерного оружия, такого, как ракеты «Тамагавк». Поэтому для России это будет серьезным ударом по обороноспособности страны и создаст в перспективе угрозу не только России, но и Азербайджану. Потому что в этих условиях Соединенным Штатам будут абсолютно неинтересны интересы Азербайджана. США в таком случае смогут, добившись сокращения ядерного оружия России и развернув свою систему глобального ПРО, далее проводить свою политику, используя не те методы, которые они использовали в отношении Ирака и Афганистана, т.е. силами общего назначения, а за счет открытого ядерного шантажа по модели Японии 1945 года.

- Насколько американцы готовы реально подкрепить свой словесный интерес к РЛС в Азербайджане действиями, инициативами и т.д.?

- Почему бы американцам не проявить реальный интерес к Габале? Это дополнительный информационный ресурс, причем очень хороший, мощный и серьезный. Они, конечно же, будут всячески стараться это сделать. Только в данном случае я хочу предостеречь руководство Азербайджана от простой гонки за американскими деньгами. Они, естественно, пойдут на то, чтобы оплатить немалыми суммами этот информационный ресурс в Азербайджане, однако Азербайджан и азербайджанский народ заплатит за это куда большую цену, вплоть до потери доступа к собственным нефтяным ресурсам и в значительной степени утратив свой суверенитет. Поэтому нужно очень взвешенно подходить к такого рода вопросам, когда речь идет о совместном использовании информационного ресурса важнейшего элемента ПРО, как Габалинская РЛС.

- В 2012 году истекает срок аренды Россией РЛС в Габале. Какими Вам видятся перспективы дальнейшего использования Россией этого объекта?

- По моему твердому убеждению, данное соглашение надо продлевать. Более того, необходимо произвести модернизацию Габалинской РЛС, так как прошло очень много времени со сдачи станции в эксплуатацию. Габалинская РЛС занимает очень важное место в структурной системе противоракетного наблюдения, контролирует весь регион Ближнего Востока, Индийского океана. В условиях глобального кризиса может получиться так, что Россия пойдет на развертывание менее мощных, но мобильных станций противоракетного наблюдения на своей территории. Какое будет принято решение в 2012 году - сказать сложно, так как это будет зависеть от складывающейся политической обстановки в России и глобальной обстановки в мире. Но могу сказать, что глобальный кризис сейчас ставит на повестку дня нарастание военной нестабильности и не исключает появления серьезной системы военных конфликтов, которые могут быть объединены понятием новой мировой войны.
# 423
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#