Именно сегодня армяне обязаны были поминать эту «кладбищенскую ворону»

Именно сегодня армяне обязаны были поминать эту «кладбищенскую ворону»
20 ноября 2013
# 20:00

Мы уже не раз писали о том, что благодарность и армяне – понятия абсолютно несовместимые. И, каким бы избитым не было это сравнение, тем не менее, нам приходится вновь и вновь возвращаться к нему. Так получилось и на сей раз, поскольку, на удивление нам, почти все СМИ Армении сегодня, 20 ноября, дружно проигнорировали 15-ю годовщину смерти большого друга армян, одного из самых известных сторонников права «арцахского народа» на самоопределение Галины Старовойтовой. Что ж, возьмем на себя труд и напомним читателям Vesti.Az, среди которых немало и армян, кем была Старовойтова и чем она нам запомнилась.

Считают, что о покойнике принято говорить либо хорошее, либо вовсе ничего. Может быть, кому-то это покажется кощунственным, но применительно к Галине Васильевне, или, как ее довольно четко охарактеризовал покойный депутат Государственной Думы Виктор Иванович Илюхин (царство небесное или как говорят в Азербайджане Allah rəhmət eləsin!), к этой кладбищенской вороне это ни в коей мере не относится, поскольку она является одним из тех, кто еще туже затянул узел армяно-азербайджанских противоречий и немало сделал для того, чтобы межнациональный пожар в Карабахе пылал, не угасая.

Скромный старший научный сотрудник Центра по изучению межнациональных отношений при Президиуме Академии наук СССР Галина Васильевна Старовойтова оказалась в списке счастливчиков, на которых обратило внимание армянское лобби, щедро спонсировавшее всевозможных общественных деятелей и общественные организации, появлявшихся в период «перестройки» словно грибы после дождя, журналистов, политиков, депутатов, дабы те с умным видом обрабатывали общественное мнение тогдашнего СССР в пользу армянской версии событий в Карабахе. Кстати, «счастливчики» в те времена сколотили на этом неплохой капитал. Почему выбор армянского лобби пал именно на Старовойтову, а не на других сотрудников Центра по изучению межнациональных отношений, которые выгодно отличались на ее фоне как своим профессионализмом, так и именем в научных кругах? Ответ лежит на поверхности: в начале 80-х годов она участвовала как этнопсихолог и руководитель в работе международных экспедиций, изучавших в Абхазии и Нагорном Карабахе феномен долгожительства, и именно в тот период армяне и обратили на нее внимание.

Когда в НКАО поднял голову армянский сепаратизм, армянское лобби в Москве вспомнило о Старовойтовой и сделало ей щедрое предложение, перед которым старший научный сотрудник не устояла. Примерно с середины 1988 года начинается перевоплощение Старовойтовой из научного сотрудника в правозащитника. Естественно, что защитника прав «арцахского народа», «угнетаемого» Азербайджаном и союзным Центром. Старовойтова стала регулярно наведываться в Армению и НКАО, а по возвращении в Москву выступать в прессе со своими измышлениями относительно армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Повторюсь, не бесплатно, не от большой любви к армянам, а за солидное вознаграждение. Но и этого ей показалось мало. Галина Васильевна пожаловалась своим спонсорам, что с каждым разом ей все труднее становится посещать НКАО, поскольку центральные советские и государственные органы, а также представители МВД СССР в Карабахе по «наущению Баку», стали чинить ей всевозможные препятствия. А чтобы беспрепятственно посещать Карабах, ей необходим не статус правозащитника, а особый статус. Ну, чего не сделаешь ради того, чтобы продвигать в Москве идею миацума? Так в 1989 году Галина Васильевна стала народным депутатом СССР от Армении, после чего ни Комендатура Района чрезвычайного положения, ни власти Азербайджанской ССР не имели права препятствовать ее встречам с «карабахским народом».

Не забыло армянское лобби Старовойтову и после крушения СССР. В 1991 году она стала советником Бориса Ельцина по межнациональным вопросам. А потому совершенно не случайно выглядит то, что «новая» Россия при Ельцине заняла откровенно проармянскую позицию в армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха. Правда, довольно скоро команда Ельцина разочаровалась в Старовойтовой, но это не означало, что в ней разочаровались и ее спонсоры в армянской диаспоре.

Неизвестно, сколько бы еще дров наломала Галина Васильевна, если бы ее заботы о праве «арцахского» народа на самоопределение не прервали два выстрела, прозвучавшие 20 ноября 1998 года в Санкт-Петербурге, в подъезде дома на набережной канала Грибоедова, 91, около её квартиры на втором этаже.

30 июня 2005 года городской суд Санкт-Петербурга приговорил участников убийства — Юрия Колчина (как организатора) и Виталия Акиншина (как исполнителя) — к 20 и 23,5 годам заключения в колонии строгого режима по одной из наиболее тяжких статей УК — «Посягательство на жизнь государственного деятеля». Позднее, уже будучи в колонии, Колчин назвал заказчиком убийства своего знакомого, бывшего депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Глущенко, входившего в «тамбовскую» ОПГ под кличкой Миша Хохол. Как тут не сказать, что Хохол опоздал со своим заказом на целых 10 лет…

Спустя год после убийства была выпущена книга Старовойтовой «Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев», где, в части II «Надежды и разочарования: изучение случаев» описывается и конфликт в Карабахе. Естественно, с армянской точки зрения. Не скрывала свою позицию и сама Старовойтова: «Само подчинение Карабаха Азербайджану было произвольным и сегодня является пережитком колониальной системы советской империи. Азербайджанское правление в Нагорном Карабахе привело к массовым нарушениям прав человека и национального меньшинства.

Следует также отметить, что Нагорный Карабах фактически отделился от Азербайджана еще до того, как последний стал независимым государством и членом ООН. Я считаю, что в случае Нагорного Карабаха право народов на самоопределение должно иметь приоритет по сравнению с принципом территориальной целостности государства».

В 2002 году, в очередную годовщину убийства, сепаратистский режим в Карабахе посмертно наградил Старовойтову медалью «Мхитара Гоша» «за значительный вклад в дело защиты и пропаганды идей национально-освободительного движения народа Нагорного Карабаха, за укрепление дружбы между армянским и русским народами».

Прошло 15 лет со дня убийства Старовойтовой и 11 лет после награждения, и в современной Армении об этой кладбищенской вороне уже никто не вспомнил. Оно и понятно: благодарность и армяне – понятия абсолютно несовместимые…

Бахрам Батыев

# 6178
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#