Азербайджанский депутат: «Участники реалити-шоу больше занимаются интригой, чем ведут честную борьбу»

Азербайджанский депутат: «Участники реалити-шоу больше занимаются интригой, чем ведут честную борьбу»
26 сентября 2009
# 12:00
Не так давно в азербайджанском телепронстранстве появился, давно известный всем европейцам и американцам телевизионный формат под названием «реалити-шоу». Появился он внезапно и с быстрыми темпами стал внедряться в наши мозги. Постепенно мы стали замечать, что люди на экране стали для нас ближе, мы даже стали за них переживать, из семейного бюджета стали выделять значительную сумму «мол, мой любимчик должен победить» и сами это не замечая заболели болезнью под названием «Шоу Трумена». Люди, страдающие этим заболеванием, убеждены, что их жизнь - всего лишь игра перед аудиторией.

Чтобы дать полезный рецепт некоторым уже заболевшим этой болезнью, мне пришлось немного покопаться в истории болезни и найти следующее:

«Реалити-шоу» - вошло в лексикон жителей планеты 16 сентября 1999 года, когда в эфире одного маленького голландского телевизионного канала появилось шоу «Большой брат». Символика названия которого говорит само за себя.

В мировом телевидении существуют четыре типа реалити-шоу. Реалити-шоу как ничто иное демонстрируют кризис индивидуальности в современном обществе. Отбор участников - важнейший элемент в подготовке программы. Занимаются им опытные психологи, таким образом, любая группа участников представляет собой некий срез общества. И получается, что победитель программы олицетворяет собой «диагноз телезрителям», их коллективное Я».

Если мы заинтересовались историей этой болезни, то почему бы нам не окунутся и в историю отечественного телевидения и узнать откуда появилась это болезнь.

«В азербайджанском телепространстве сначала появилось реалити-шоу под названием «Машын», о котором мы позже поговорим. Затем появился «Гяфяс» («Клетка» – авт.), где молодежь нашей страны которой следовало бы учиться и обогащать себя знаниями, согласилась жить в клетке ради денег. По-моему, эта была легкая нажива для них. Чем больше эти ребята деградировали на глазах у зрителей, тем больше они получали баллов и возможность задержатся на шоу и выйти в финал. Но справедливости ради надо отметить, что популярности данного проекта можно было бы и позавидовать, что самое интересное - общество их ругало, а тем временем скорее торопилось домой, чтобы насмотреться «надоевшего шоу». Помню, в те дни, когда показывали «Гяфяс», параллельно на экранах ТВ мы наблюдали за вторым «гяфяс», то есть за клеткой, в которой сидел небезызвестный Гаджи Мамедов. Тогда я подумал, что у нас в Азербайджане всего две клетки. Одна, в которой сидит Гаджи и вторая - где тусуются эти ребята. Гаджи в отличие от них, в своей клетке получил шанс на духовное очищение, начал думать о мироздании, увлекся религией. По крайней мере, какую-то выгоду и урок он для себя извлек.

Но вторая клетка - реалити шоу «Гяфяс», привела этих молодых людей к моральному упадку, деградации. Там не было никакого катарсиса. Ведь это золотая клетка, и ее жителям были обещаны большие, по их меркам, деньги. Эти молодые люди в первый, а может, и последний раз в жизни обрели возможность жить на вилле. Бесплатно питаться и ради денег морально разлагаться. В золотой клетке они должны вступать в грязные интриги, побольше ругаться, чтобы привлечь внимание зрителя и получить побольше СМС. Вот и все! Больше от них ничего не требовалось. Шоу долго не продержалось в эфире, после второго проекта его решили приостановить, странно что после всего этого все экс-любители данного проекта стали в один голос говорить «Наконец-то приостановили «национальный позор».

Затем на экранах появилось новое реалити-шоу под названием «Машын» с популярным телеведущим Мурадом Дадашевым. Участники шоу, получив возможность обрести бесплатную машину, стали «бороться», иногда это борьба оканчивалась тем, что «друзья» разоблачали друг друга и срывали маски. Зрителям, конечно же, интересно постепенно узнавать внутренние миры тех или иных представителей отечественного «шоу-бизнеса», но со временем интерес пропал.

Даже некоторые участники жаловались на то, что после проекта они все реже и реже стали откровенничать со своими близкими, перестали доверять кому-то и в конце концов, у них изменилась психика, они стали скрытыми. Их поклонники стали смотреть на своих кумиров другими глазами.

Но опять-таки повторюсь, такое шоу популярно среди населения, наверно потому что характер масс во всем мире одинаков – помните, «хлеба и зрелищ…», - скандировала толпа римлян.

Популярным был и проект «Экстра хисс» (Экстра-чувство), после просмотра, которого определенная часть населения нашей страны словно обезумила. Люди стали искать этих «экстрасенсов» в надежде поделится с ними своими проблемами. Одна из моих знакомых, посмотрев передачу, правда по российскому каналу, решила продать свое бриллиантовое кольцо, чтобы попасть на прием к экстрасенсу Зиррадину Рзаеву. Правда, ее попытки найти Зиррадина оказались тщетными.

В общем, так получилось, что мы горько обманулись – «реалити шоу» это не только развлечение, но и своего рода лохотрон, заставляющий нас тратить немалые деньги, получая в замен ничего конкретного. Речь не идет только о материальной выгоде, ведь фактически мы тратя деньги на развлечение, не получаем от этого удовольствия. В данном случае, фраза «игра стоит свеч» относится только к организаторам подобных проектов.

По мнению психолога Даяната Рзаева, если брать за образец конкретно отечественные «реалити-шоу», там недостает специалистов-психологов, работающих, непосредственно с участниками.

«Подспудно в этих шоу используется групповая психотерапия, возникают конфликтные ситуации, люди чувствуют себя некомфортно в этой микросоциальной среде. Безусловно, подобный опыт не проходит бесследно и сказывается на психологическом состоянии людей. Проблема в том, что основным побуждением организаторов подобных зрелищных шоу является желание заработать деньги, другим же вопросам уделяется слишком мало внимания. Мне кажется, с участниками должны работать грамотные педагоги, которые помогут людям адаптироваться в этой непростой для них ситуации», - сказал он.

А вот депутат Милли Меджлиса Низами Джафаров считает, что «такого рода передачи должны носить и познавательный характер, так как любая передача должна просвещать аудиторию».

«Я смотрел «Машын шоу», Мурад Дадашев бесспорно является талантливым телеведущим, в сочетании с юмором он делает передачу привлекательной для зрителя. Но я замечаю, что участники передачи больше хотят заниматься интригой, чем вести борьбу за автомобиль, что в итоге надоедает зрителю. Такой формат передач есть в каждой стране и не нужно отказываться от них. Я опять же повторюсь, что в любой передаче надо преподносить зрителю информацию, которую бы он не знал», - сказал он.

По словам Джафарова, «к сожалению, азербайджанские версии реалити-шоу намного отстают от российских и европейских».

«Я смотрел и их проекты, они более интересны и занимательны», - подчеркнул депутат.

Популярный шоу-мен Кямрян Гасанли, вовсе не любит смотреть реалити-шоу.

«Мой режим работы не позволяет мне вовсе включать телевизор, сплошной ужас, что там твориться. Я считаю, что реалити шоу такого типа как «Гяфяс» является пошлостью и ударом по менталитету и культуре азербайджанского народа», - сказал он.

Вот и все, пожалуй, старайтесь смотреть и не подстраивать свою жизнь под игру, несмотря на то, что сама жизнь – игра и настоящее «реалити-шоу».

Вугар Гасанов
# 727
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#