Бизнес по-азербайджански на месте встречи пророков

Бизнес по-азербайджански на месте встречи пророков
19 сентября 2009
# 14:42
В прошлые выходные, решив отвлечься от городской суеты, сотрудники Vesti.Az решили отправиться в небольшое путешествие, а именно посетить пир «Хызыр-Зинда».

Началось наше путешествие с нового автовокзала, на котором я оказалась впервые. Что ж сооруженный по мировым стандартом автовокзал, приятно удивил своими масштабами, оригинальным дизайном и всеми необходимыми постройками для этого места. Огорчала лишь культура наших граждан, а именно зазывал, голоса которых неожиданно «обрушились» на нас, когда мы вышли из тиши, царившей в торговом центре. Перекрикивая друг друга, зазывалы выкрикивали названия местностей, куда направлялись маршрутные такси.

Благодаря им мы без труда нашли транспорт, следующий в Сиязань и проезжающий мимо святой горы. Радостные усевшись в старенькую газель, мы, спустя полтора часа, оказались на месте.

Жилище на вершине

Перед тем, как описать все наше путешествие, хотелось бы немного рассказать читателям об истории того места, куда шел наш путь. Итак, Древняя крепость Бешбармаг и одноименный пир (святыня) расположены на 90-м километре автомагистрали Баку - Ростов на юго-восточном склоне Большого Кавказа. Похожая на человеческую кисть скала на вершине горы привлекает внимание издалека. Это и есть та самая святыня Бешбармаг (в переводе «пять пальцев»), куда приходят совершать обряд жертвоприношения, просить милости Всевышнего и очищаться от грехов. Название Бешбармаг связывают с внешним видом скалы, напоминающей человеческую кисть. Но есть и другое толкование этого названия. Говорят, этот топоним происходит от древнетюркского слова «пармак», что означает «жилище на вершине». Это первый местный топоним, который встречается в трудах арабского путешественника IX века Аль-Масуди.

Бешбармаг – одна из самых известных в Азербайджане святынь, которой посвящено много легенд и преданий. Согласно одной из них, пророк Хызыр, который был современником Александра Македонского, стал бессмертным, испив живой воды (зинда) в темной пещере на горе Бешбармаг. Поэтому она называется с тех пор «Хыдыр-Зинда» или «Хызыр-Зинда» (бессмертный Хызыр). Согласно поверьям, именно здесь некогда встретились пророки Хызыр и Муса (Моисей).

Другая легенда гласит, что некогда на этой горе обосновались пять братьев. Однажды старший брат Хызыр Зинда посылает младших братьев Хызыр Наби и Хызыр Ильяса за водой. Проходит три дня, но братья не возвращаются. Разгневанный Хызыр Зинда проклинает их: «Чтобы вы окаменели». И младшие братья превращаются в камни посреди Каспия. Говорят, это и есть те две скалы в море напротив горы Бешбармаг.

Тяжелый подъем

Так уж получилось, что на трассе, ведущей в северное направление страны, у святой горы, образовалась некая остановочная база. Здесь всегда останавливаются уставшие от длительной поездки шофера и пассажиры. И, наверное, поэтому тут всегда много уличных торговцев, которые могут вам предложить что-нибудь съедобное, начиная от шашлыка, заканчивая горячим початком кукурузы. Для детей и взрослых с близлежащих деревень это, пожалуй, единственное место заработка, где в любое время года всегда много народа, что в свою очередь и стало причиной, валяющегося повсюду мусора. К сожалению, наибольшее его скопление мы заметили, позади функционирующей мечети, в месте, где начинает пустырь.

Отсюда и началось наше поднятие на гору Бешбармаг. Отмечу, что подъем на гору мы намерено себе усложнили, так как говорится, чем больше ты испытал сложностей при поднятии, тем больше у тебя шансов замолить грехи и получить снисхождение Всевышнего. Дело в том, что к подножью самой скалы, которая возвышается на горе, в основном все подъезжают на машинах и автобусах и именно с этого места начинают восхождение. Мы же решили испытать все трудности подъема и подняться через более долгую дорогу.

Подойдя к подножью горы, на которой возвышается скала, перед нами предстала убогая деревушка, состоящая из пары тройки десятков домов. Сразу привлекло внимание маленькое, скажу, даже смешное каменное сооружение, с еле висящей на петлях деревянной дверью, на которой местный весельчак написал «tükan super». Я не могла не заснять эту интересную картину на фотокамеру, и когда начала фотографировать услышала слова на чисто русском языке: «Деточка, не надо фотографировать». Эти слова нас подвергли в шок, так как услышать в этом месте русскую речь, для нас было большой неожиданностью.

Оказалось, их произнесла пожилая женщина, русская по национальности, которая живет здесь сорок лет. Сама же она родом из Краснодара. К сожалению, она оказалась не словоохотливой, и нам лишь удалось узнать, что в деревне около 30 домов, есть начальная школа, а детишкам постарше для учебы приходится идти несколько километров в соседнюю деревню. Пожелав удачи женщине, мы отправились в путь, который как оказался в последствии был не из легких, ведь подниматься на гору, по крутым тропинкам, в жаркое время суток, не очень легко.

Делая небольшие привалы, мы поднимались все выше и выше. Временами останавливаясь, чтобы перевести дух, мы наслаждались раскрывшейся перед нами картиной. Невозможно описать те чувства, которые заполняли душу при виде этого потрясающего пейзажа – с одной стороны могущественная гора, с другой просторы и горизонт уходящий далеко в море. Местность на всем пути была скудна на растительность, повсюду лишь колючки и сухая трава. Лишь в одном месте нам повстречался «оазис» с непонятно откуда взявшейся грязной лужей, в последствии оказавшейся ванной для буйволов, и парой десяткой гранатовых деревьев.

Спустя два часа, мы, наконец, оказались у подножья скалы, в месте, где собираются люди, пришедшие на поклонение. И тут, началось самое интересное!

Бизнес у святыни

Дорога в святое место началась с мусорной свалки, которая протянулась метров на сто. Путников пришедших со стороны горы, встречают валяющиеся повсюду целлофановые кульки, использованные пластиковые бутылки и прочий бытовой мусор. Сама площадка, где собираются приехавшие сюда люди, выглядит не менее привлекательно. Здесь можно заметить несколько беседок со столами, торговые точки, по продаже необходимых товаров, очень маленькую мечеть, скорее выполняющую функцию ночлежки и склада, чем места для совершения намаза и чтения молитв.

Перед тем, как подняться на святое место, необходимо было придти в себя после трудного пути, и поэтому мы решили расположиться в одной из беседок и перекусить. Но, к большому нашему сожалению свободных мест там не оказалось. После долгих поисков нам удалось найти пустующие места, которые как нам сообщили, спустя полчаса займут другие. Наша группа разбилась в поисках стаканов и самовара. И тут выплыли некоторые нюансы, которые нас буквально обескуражили.

Оказывается местные «предприниматели» поделили эту зону на две части. Это выяснилось, после того как моя подруга зашла в мечеть и взяла стаканы. Местный ахунд, как его называли тутошние люди, заметив это, поинтересовался в какую беседку, она отнесет эти стаканы. Когда подруга указала в сторону, где мы остановились, мужчина грубо отнял стаканы и отнес их на место. Вначале он это действие никак не объяснил, и мы буквально впали в шок от его поступка. Дело в том, что каждый из нас, хоть раз побывавший на пире, на святом месте, может спокойно пользоваться любой находящейся тут посудой и утварью. Здесь же было все иначе. На святом месте Бешбармаг, которое каждый день посещает большое количество народа, решили делать деньги. Зону отдыха людей, поделили на две части, услуги на одной из которой платные. То есть, необходимо заплатить за место за столом, за самовар и т.д. Поэтому ахунд и разозлился, узнав, что мы несем стаканы в платную зону. «Раз там берут деньги, пусть сами вам стаканы и выдают»,- сердито сказал он. Сие разделение святой зоны, нас журналистов не могло не заинтересовать, и мы решили выведать у местных работников, что тут происходит.

Ничего не подозревающий продавец всякой мелочи и арендатор самоваров сам того не ведая, выдал нам полную информацию о творящемся тут беспределе. А начал он разговор после того, как мы поинтересовались, почему на святом месте за аренду самовара нужно платить 5 манатов. И тут выяснились некоторые интересные подробности. Оказывается в месяц местный «арендодатель» берет с каждого торговца 100 манатов, потому они и вынуждены выдавать самовары и другую утварь за деньги. «Вон мужчина на белой «Ниве», все претензии к нему, он берет с нас плату, и мы вынуждены даже брать деньги за беседки»,- сказал наш собеседник.

Когда же торговец узнал, что мы журналисты, то он видимо испугался и предложил нам воспользоваться самоваром бесплатно, на что мы собственно и согласились.

Кушали и пили чай мы в ужасной антисанитарии. Описать каким было состояние столов и самих беседок очень сложно, настолько все было печально. Вонь, грязь, куски протухшего мяса, рой мух - вот что окружало пришедших. Что самое интересное, куски мяса я заметила и на потолке беседки. Кому было охота и для чего закидывать мясо на потолок, причем делать это несколько раз, чтобы оно там прицепилось, вызвало у меня удивление. Но позже мне объяснили, что это своеобразный обычай – закидывать мясо и если оно прилепится, то исполняются задуманные желания.

На скале

Отдохнув, мы отправились покорять вершину. Это оказалось гораздо легче предыдущего пути, несмотря на то, что подъем был гораздо круче. Наверное, сказалось наличие длинной лестницы, по которой и происходил подъем.

На протяжении всего подъема по нескончаемым ступеням, каждого путника, с протянутой рукой встречали просящие подаяние женщины, которых я насчитала около двух десятков. Причем расположились они в самых непредвиденных местах. Замечу, чтобы добраться до одного из верхних ярусов скалы, где сооружен маленький дом для поклонения, нужно пройти не одно препятствие. Здесь и скользкие ступени выбитые в самой скале, и крутые лестницы, ведущие в различные расщелины, в каждой из которых расположились «нищенки-вымогательницы». На каждом пяточке, в каждой расщелине, на каждой небольшой площадке, где может поместиться хоть один человек сидит женщина, которая пользуясь нахождением в святом месте буквально вымогает деньги у каждого путника. Одна из таких женщин расположилась у маленького прохода, через который с трудом проходит, вернее пролезает один человек. Как только показывается голова запыхавшегося паломника, женщина рукой в которой уже лежит камень начинает проводить по телу путника, и соответственно требует после этой процедуры «нязир».

У многих такое наглое вымогательство вызывает возмущение, но в большинстве, все предпочитают «расплатится», что поможет замолить их грехи.

Когда мы добрались до конечного пункта, а именно небольшого домика построенного на выступе скалы, неожиданно услышали шум снаружи. Это кричал молодой человек, возмущавшийся наглостью нищенок. После он сказал: «Как вам не стыдно вы сидите тут на святом месте, молитесь здесь же и справляете тут же нужду». При этом он указал в места, отдаленные от той части, где проходят паломники. По его словам, он заметил там не только мусор, но и фекалии. Его слова навели на мысль о том, что она прав. Учитывая трудность подъема и возраст, сидящих тут женщин, становиться ясным, что вряд ли кто-то будет спускаться столь тяжелый путь и потом подниматься, чтобы сходить справить нужду…

Обратный путь

Перед спуском мы решили немного насладиться красотами, и сделали небольшую передышку. Каждый остался наедине с собой.

Со скалы с высоты несколько сот метров открывается прекрасный обзор. На такой потрясающей картине невозможно не остановиться отдельно. Каждый, кто побывал тут не мог не испытать ощущения полной свободы и легкости, поглощающей вас при виде открывшихся перед вашим взором красот природы. Взобравшись на одну из скал, я на миг воссоединилась с природой. Забыв о дневной суете, окунаясь в раскрывшийся передо мной простор, я почувствовала себя птицей готовой взлететь в расстилающуюся бездну.

Вечерело, и мы решили поскорее отправиться в обратный путь. Перед тем как спустится, мы еще раз выпили чаю, и опять испортилось настроение от увиденного. Нет, это не грязные беседки, к которым мы уже успели привыкнуть. Причиной стало бессердечие людей. Подойдя к колодцу, мы обратили внимание на трех лошадей и жеребенка, которых мучила жажда. Бедные животные крутились возле воды, и никто не попытался напоить их. Когда же мы решили это сделать, то обнаружили, что у ведра, стоящего у колодца нет дна. Люди набирали воду в привезенных с собой бочках, а на бедных лошадей никто не обращал внимания. А один парень вообще отогнал животных, запуская в них камнями…

Упаковав вещи, с грустью взглянув на происходящее, мы отправились в обратный путь. Спуск происходи намного легче, и по истечении часа мы были уже не трассе. Уставшие мы вздохнули свободно, понимая, что скоро попадем домой. Но не тут то было. Как выяснилось сесть тут в транспорт в воскресенье вечером, не представляется возможным. Около двух часов мы пытались найти маршрут со свободными местами, но увы, наши попытки не завершались успехом. Отягощало ситуацию и отсутствие тут такси. В итоге, ехать пришлось в старой газели без задних сидений. Устроившись вчетвером на полу, мы уставшие и довольные добрались до города.

Мы приехали со смешанными чувствами. С одной стороны, мы были рады, что смогли одолеть долгий путь и посетить пир, а с другой – нас удручала обстановка, царящая на святом месте…

Самира Гасанова
# 2168
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#