«Сенсацией» о закупке китайского оружия Ереван хотел продемонстрировать Баку все, кроме силы

«Сенсацией» о закупке китайского оружия Ереван хотел продемонстрировать Баку все, кроме силы
22 августа 2013
# 20:00

Интервью Vesti.Az  с главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексеем Синициным.

- Сегодня в армянских СМИ царит эйфория по поводу закупок для армянских ВС китайских систем залпового огня (РСЗО) AR1A. Начались разговоры о том, что с приобретением этих РСЗО армянская армия будет превосходить азербайджанскую по огневой мощи. Более того, в Армении утверждают, что новое вооружение позволяет нанести удар по нефтяной инфраструктуре Азербайджана. Как Вы можете прокомментировать эти заявления?

- Не только СМИ пребывают в состоянии эйфории, но и армянское политологическое сообщество. Меня буквально поразил крупный армянский политолог, руководитель центра «Modus Vivendi» Ара Папян, увидевший в этих закупках серьезное предупреждение России: «В мире множество продавцов оружия, причем, дают оружие дешево и даже даром. Так что, России не стоит думать, что поставщиком оружия в мире может быть только она». Раньше армянские эксперты утверждали, что Россия как партнер по ОДКБ поставляет им вооружение по символическим ценам или даже бесплатно. Теперь китайцы так полюбили армян, что отдают им оружие даром?! Пекин мечтает завоевать благорасположение Еревана? Это уже наводит на мысль о  каком-то психическом нездоровье армянского эксперта.

Впрочем, дело вовсе не в том, где и как Ереван закупил китайскую технику. В конце концов, огневая мощь армии определяется не только наличием ракетных систем залпового огня. И потом, никакую азербайджанскую нефтяную инфраструктуру они поразить не могут. Допустим, дальность поражения AR1A – 130 километров. Но расстояние от Агдама до Баку по кратчайшей – более 350 км. Как армянские ракеты могут поразить морские нефтяные основания, терминалы, промышленные объекты? И вообще системы залпового огня не предназначены для поражения промышленной инфраструктуры в глубине обороны противника. Для этого применяется высокоточное оружие – крылатые ракеты, или современные оперативно-тактические ракетные комплексы, которых в Армении просто нет.

Но, как я сказал, дело не в возможностях китайских AR1A, а в том, что никому неизвестно, сколько их закуплено и, вообще, закуплены ли они Ереваном. Министерство обороны Армении факт поступления китайских систем не опровергло, но и не подтвердило. Все это укладывается в т.н. «концепцию стратегической неопределенности», разработанной армянскими аналитиками. Она до смешного примитивна, если не сказать по-детски наивна. Суть ее такова: мы скажем, что у нас есть самое современное вооружение, а азербайджанская сторона пусть гадает – мы опять лжем или правду говорим. Так что, эта «сенсация» о китайских военных поставках имеет чисто пропагандистский характер, но с далеко идущими последствиями.

- Мы внимательно отслеживаем зарубежную прессу и не можем сказать, что кого-то особенно впечатлила информация о закупках Ереваном китайского оружия. Тогда о каких последствиях можно говорить?

- Вы недооцениваете причудливые пути армянской политологической мысли. Один из патриархов армянской аналитики Игорь Мурадян поспешил сообщить, что «в настоящее время Великобритания озабочена приобретением ракетной техники Арменией (в том числе, от независимых поставщиков), так как опасается уничтожения нефтепромыслового и энергокоммуникационного комплекса в Азербайджане, поскольку практически компания ВР курирует этот бизнес в Каспийском бассейне». Где, когда, кому, на каком уровне Великобритания «выражала свою озабоченность» господин Мурадян, конечно, не говорит. Да и сказать ничего не может, потому что никакой тревожной реакции британское правительство по поводу «армянской ракетной техники» не проявляло.

- Но Игорь Мурадян известен как один из самых «прозападных» армянских политологов…

- Правильно. Поэтому он и делает из своих фантазий удивительный вывод: «…именно Великобритания станет инициатором введения миротворческого контингента в карабахскую «зону», и тем самым внесет существенные перемены в региональную политику». Он считает, что в карабахскую зону необходимо ввести контингент НАТО в виде миротворческих сил. Причем без освобождения оккупированных территорий, а скорее для обеспечения безопасности самопровозглашенной НКР.

- А как же российские миротворцы? Их присутствие в Карабахе допускается?

- Что Вы, по мнению прозападных армянских политологов, «дислокация российских войск в Карабахе (или вокруг него) приведет к большой беде или даже к катастрофе, так как российские войска будут, прежде всего, руководствоваться Конституцией Азербайджана, как это имело место в конце 80-х и начале 90-х годов». Ну, а НАТО – совсем другое дело. Альянс в противовес Москве будет руководствоваться только армянскими интересами, потому что именно Ереван может увести под «западный зонтик» весь Южный Кавказ.

Безусловно, прав мой российский коллега Станислав Тарасов, обративший внимание на возвращение армянской экспертной мысли к т.н. «плану Гилмора», бывшего американского посла в Армении. Я очень коротко скажу об этом плане, которому предшествовал очень похожий другой американский «план Гобла». Оба они в некоторой интерпретации Игоря Мурадяна подразумевают:

Первое. Невозможность возвращения собственно Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана.

Второе. Невозможность анклавного существования Нагорного Карабаха и необходимость приращения к нему сопредельных территорий Лачинского района для обеспечения сообщения с Арменией.

Третье. Создание «базового» подхода урегулирования на основе открытых для использования институциональных коммуникационных коридоров между Турцией, Арменией и Азербайджаном. То есть, открывается некий «коммуникационный коридор», например, Карс – Гюмри – Газах, безопасность которого будут обеспечивать войска НАТО. А всего таких «коридоров» будет четыре.

- Но ведь все эти проекты не являются официальной позицией Еревана, который не отказывался от «Мадридских принципов».

- «Мадридские принципы» не будут реализованы. Ереван ни в чем не собирается уступать. Тот же Серж Саргсян уже заявлял, что именно Запад обязан заставить Турцию открыть свои границы без всяких условий. В Ереване уверены, что отношения Москвы и Вашингтона будут только ухудшаться и в самый конфликтный момент Запад воспользуется услугами армян, которые демонстративно уйдут к более сильным игрокам, коими, на их взгляд, считаются США, НАТО, Евросоюз. И, естественно, они ожидают за такой политический демарш каких-то преференций. В виде армянского Карабаха, как минимум.

- А чисто гипотетически, есть ли какие-либо шансы на реализацию подобных планов?

- Никаких. Никогда отношения Москвы и Вашингтона не опустятся на столь низкий уровень, чтобы Запад в одностороннем порядке решился на «переформатирование» пространства СНГ. Это даже не возвращение к временам холодной войны, а прямой и очень короткий путь к войне настоящей, т.е. к всепланетной катастрофе. А, вот, Москве стоит внимательно присмотреться к проектам своего «стратегического союзника». Пусть они и рождены в воспаленном воображении, но Ереван по-тихому приступает к их реализации. А это должно серьезно насторожить Кремль.

Вугар Гасанов 

# 9512
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#