«Сравнивать Вацлава  Гавела с Рустамом Ибрагимбековым для Кавказа нехарактерно и чуждо»

«Сравнивать Вацлава  Гавела с Рустамом Ибрагимбековым для Кавказа нехарактерно и чуждо»
12 августа 2013
# 15:55

Интервью Vesti.Az c первым вице-президентом Центра моделирования стратегического развития, участником Экспертно-аналитической лиги «Ресурсные стратегии» МГУ им. М.В. Ломоносова, известным российским политологом Григорием Трофимчуком:

- В июле, между президентами России и Азербайджана Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым состоялась телефонная беседа, во время которой были обсуждены перспективы развития двустороннего сотрудничества. Ожидается также официальный визит Владимира Путина в Азербайджан. С чем, на Ваш взгляд, едет президент России в Азербайджан? Путин едет ставить условие Баку – или Запад или Россия?

- Как ни шаблонно это прозвучит, Президент России едет в Баку, чтобы «сверить часы». Российско-азербайджанские (или азербайджано-российские, это как угодно) «часы», к сожалению, в последнее время сильно отстают. Поэтому надо понять, можно ли их отремонтировать, смазать и установить на них точное время. Время – сегодня главный фактор, так как у Южного Кавказа его почти не осталось. Глобальная и, в частности, ближневосточная дестабилизация подошла непосредственно к порогу этого региона. Региона, который не прикрыт ничем – даже Большой Кавказский хребет, естественная географическая преграда, находится на севере, а не на юге. Россия не может оставаться в стороне от понимания происходящих процессов и, в частности, понимания роли Азербайджана в будущих событиях.

При этом было бы странно давить на Баку, тем более ставить какие-то «условия». Времена, когда Москва могла надавить, давно прошли. И кстати, не думаю, что этот факт может вызывать у Баку большую радость, так как сегодня Баку никем и ничем не прикрыт, кроме собственных вооружённых сил, которые, не будем об этом забывать, ещё не показали себя в реальном деле.

Предстоящая встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева должна вернуть Россию и Азербайджан во внятное русло, остановив ту лёгкую заморозку, которая наблюдалась в последние месяцы, и которая, на мой взгляд, была вызвана чрезмерной эмоциональностью отдельных наблюдателей и политиков. На деле же, если смотреть на вещи трезво, не произошло ничего, что могло бы приморозить российско-азербайджанские отношения. Всё происходит исключительно в чьих-то мозгах, на информационном уровне.

- В 2008-2012 годах состоялись многочисленные встречи Медведева, Алиева и Саргсяна, без упоминания Запада. Но положительного результата для Азербайджана те встречи не принесли. Что же изменится сейчас?

- Ничего не изменится, пока Москва не предложит новых идей по дальнейшей работе этого трёхстороннего президентского формата, новых идей, связанных с надёжным урегулированием проблемы Карабаха. Понимая, что только одна эта проблема может спровоцировать обвал всего Кавказа уже в обозримом будущем. Если проблема Карабаха, говоря условно, смогла развалить Советский Союз, то ничего не мешает, ей же, развалить сегодня и весь Большой Кавказ. Карабах становится универсальным инструментом развала в чужих руках.

Не думаю, чтобы сегодня что-то изменилось, так как в информационном и экспертном поле нет признаков того, что в этой проблеме возникли вдруг прорывные, инновационные идеи, о которых бы давно говорили в прессе накануне визита В. Путина. А если их не будет, тогда США, которые, как Вы говорите, пока что «вынесены за скобки», спокойно войдут внутрь этих скобок и вынесут за них всех остальных. Вашингтону уже сейчас ничто не мешает заняться этим вопросом вплотную, его отвлекает пока только Ближний Восток.

Не считаю, что надо запугивать Азербайджан усилением американского влияния в регионе. Было бы правильно вообще отойти в сторону, чтобы Азербайджан остался один на один с Западом и понял, наконец, с чем он имеет дело. Собственный, личный опыт – лучшее лекарство от всех болезней.

- В октябре этого года в Азербайджане состоятся президентские выборы. Можно ли расценивать визит Путина как своеобразную поддержку действующему президенту Ильхаму Алиеву?

- Безусловно. Сам факт визита говорит обо всём, вне всякой зависимости от того, что будет произнесено и подписано в ходе встречи. Визит, в принципе, мог состояться и после выборов. Но он пройдёт именно сейчас, и это серьёзный знак для всех, включая, кстати, и азербайджанскую оппозицию. Если визит вдруг будет перенесён, то и этот факт тоже станет серьёзным знаком.

- Бытует мнение, что Москва при определенных обстоятельствах может сделать ставку на кинорежиссера Рустама Ибрагимбекова, который пока не может зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты. Вы разделяете это мнение?

- Если предположить, что Москва сделала бы ставку на какого-то оппонента действующей власти на предстоящих в Азербайджане президентских выборах, она должна была бы выбрать кандидата несколько иного формата и политической закалки. Творческие люди уже приходили к власти на Кавказе, и результат такого правления всем хорошо известен. Достаточно назвать такие фамилии как Эльчибей или Гамсахурдиа. Что касается чешского президента Вацлава Гавела, которого в связи с выдвижением Рустама Ибрагимбекова часто приводят в пример, то для Кавказа, с его особым менталитетом и историей, этот пример абсолютно нехарактерен, чужд. Творческая личность не сможет удержать ситуацию в этой части мира. Более того: Азербайджан сдвигать с места, в этом смысле, крайне опасно, так как при таком переделе здесь гарантированно активизируется радикальная религиозная составляющая, которая мгновенно накроет весь Южный Кавказ.

- В последнее время сильно разладились российско-армянские отношения. Армяне недовольны тем, что Россия подняла для них тариф на газ, что она продает Азербайджану современное вооружение. Что ждет Армению, если она и дальше будет видеть свое будущее в европейской интеграции?

- Армения находится в нелёгкой ситуации не только в связи с тем, о чём Вы сказали. Запад всё жёстче предлагает Еревану определиться с его позицией по поводу евроинтеграции – в частности, на предстоящем саммите Восточного партнёрства. Армения пытается совместить несовместимое, идя практически по тому же пути, по которому шли все постсоветские страны: работая и с Москвой, и с Западом. Такая двойственность не проходит мимо глаз Запада, и после того, как та или иная страна охлаждает отношения с Москвой, даёт ей понять, кто в доме хозяин. То же самое, без вариантов, будет и с Арменией, если она заступит за красную линию.

Странам Южного Кавказа важно понять, что у Запада есть деньги только для одной, ключевой, страны на Южном Кавказе, только для одной страны в Центральной Азии. Запад никогда не будет платить одновременно и Грузии, и Азербайджану, и Армении – это не Советский Союз, который платил всем.

Вугар Гасанов 

# 3280
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#