«Как Ереван будет выходить из этого положения – я не имею ни малейшего понятия»

«Как Ереван будет выходить из этого положения – я не имею ни малейшего понятия»
10 августа 2013
# 15:00

Интервью Vesti.Az с португальским журналистом-международником, юристом, активистом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Хайме  Александро Феррейрой.

- Процесс Карабахского урегулирования явно застопорился. Страны-модераторы переговоров по разрешению Карабахского конфликта больше не продуцируют новых идей мирных инициатив. Многие эксперты считают, что посреднические усилия Минской Группы ОБСЕ уже исчерпали себя. Может быть, новый импульс переговорному процессу могла бы дать какая-либо другая политическая сила, например, Евросоюз или НАТО?

- Минская Группа ОБСЕ действительно оказалась далеко не лучшим модератором,  потому что предложенные ей так называемые «Мадридские принципы» не могут являться «дорожной картой» для Карабахского урегулирования.

Вообще, безоговорочным условием переговоров должно было стать освобождение Арменией оккупированных азербайджанских территорий, регионально не входящих в Нагорно-Карабахскую зону. И только потом, можно было бы решать будущую судьбу Нагорного Карабаха. Причем, в рамках территориальной целостности Азербайджана. Насильственное переформатирование исторически существующих границ – это бомба замедленного действия, подложенная под не слишком стойкую архитектуру современного мироустройства.

У Евросоюза был шанс способствовать Карабахскому урегулированию в рамках программы «Восточного партнерства». Но этот проект представляется мне излишне политизированным. Впрочем, европейцы оказались политически инертными и при решении вопросов, находящихся за пределами их национальных интересов, всегда ограничиваются благими пожеланиями. А что касается НАТО, то эта организация переживает сейчас институциональный кризис, и не будет брать на себя посреднические функции, которые Североатлантическому Альянсу абсолютно не свойственны.

- Значит ли это, что у Карабахского урегулирования нет договорной перспективы?

- Конечно, она есть в рамках той же ОБСЕ, но для того, чтобы сдвинуть процесс с «мертвой точки» необходимо ликвидировать сам факт немотивированной оккупации азербайджанских земель. На это должны были быть настроены и сопредседатели МГ ОБСЕ, и лидеры стран, которых они представляют. Само существование обезлюдевших и разрушенных городов в качестве какой-то «зоны безопасности» противоречит международному праву и общечеловеческой морали.

- Вы считаете силовой сценарий разрешения Карабахского конфликта вполне возможным?

- Это – не лучший вариант, потому что он принесет много бедствий и азербайджанскому, и армянскому народу. Но с другой стороны, сохранение собственной территориальной целостности, не только право, но и обязанность любого государства. И Азербайджанская Республика  - вовсе не исключение. Таким правом она, безусловно, обладает. Но то, что Баку стремиться к мирному урегулированию конфликта, говорит о наличии  у него доброй воли и чувства моральной ответственности не только перед своим, но и армянским народом.

- Ереван стремится сейчас к «ассоциированному  членству с Евросоюзом». Во всяком случае, об этом говорят многие армянские политологи. Что это может дать Армении и как ее сближение с Брюсселем может сказаться на перспективах карабахского урегулирования?

- Я думаю, что армянские политики витают в облаках. На недавнем брифинге в Ереване  еврокомиссар по политике соседства и расширения ЕС Штефан Фюле призвал поддержать усилия по достижению мирного соглашения с Азербайджаном в контексте «Мадридских принципов». Он даже слегка иронизировал: «Если вы упустите последний срок, мы подадим на вас в суд. Шучу. Это очень серьезный документ, поэтому я настаивал на том, чтобы он был опубликован, разъяснен обществу, какие выгоды он может дать каждому».

Кстати, я не понял – армянское общество не знакомо с «Мадридскими принципами»? Неужели они не публиковались на армянском языке?  Но не в этом суть. Суть в том, что согласно «Мадридским принципам», Армения должна приступить к освобождению оккупированных территорий,  против которого категорически выступает армянская диаспора. Как Ереван будет выходить из этого положения – я не имею ни малейшего понятия.

Мне кажется, в Брюсселе не представляют какую головную боль приобретут европейцы, сближаясь с государством, имеющим фактически официальные территориальные претензии к трем из четырех своих соседей – к Азербайджану, Грузии и Турции. Но, очевидно, скоро они это поймут.

Тем более что Евросоюз сейчас далеко не благоденствует и португальцам, грекам, испанцам, итальянцам и многим другим народам вовсе не улыбается перспектива становиться донорами Армении или Молдавии. Поэтому я крайне скептически смотрю на «европейский тренд» Еревана, потому что не вижу в нем будущего ни для Евросоюза, ни для самой Армении.

Вугар Гасанов 

# 9100
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#