Западная пресса в оценке творчества Алима Гасымова.

Западная пресса в оценке творчества Алима Гасымова.
28 июля 2009
# 10:36
Сегодня огромный интерес у музыковедов Запада вызывают такие самобытные музыкальные стили, как Индийская рага, мугам, фламенко, Тибетское горловое пение и т. д. Поэтому может быть отчасти и этим тоже объясняется тот факт, что гастролируя в таких далёких от понятия мугама странах, как Франция, Германия Америка, выступления Алима Гасымова неизменно находят тёплый приём у публики.
Для нас же в первую очередь интересно, как отзываются в прессе ведущие музыковеды запада о творчестве нашего ханенде.
Учитывая плотный гастрольный график артиста, можно только представить в скольких странах прессой освещаются его выступления.
Страны Европы – Франция, Швеция, Англия, Бельгия, Германия, Голландия. Восток - Турция, Средняя Азия, Иран, Израиль. Америка, Аргентина, Мексика - он певец практически всех континентов.
Самые влиятельные газеты мира, такие, как «Le Mond» и «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» не раз с восторгом писали о его «магическом голосе». Как отмечалось во многих статьях, не многие певцы смогли завоевать мир лишь благодаря своим вокальным данным. Но Алим Касымов, обладая своим мощным, эмоциональным голосом смог покорить публику в Центральной Азии, США, Европе и Японии. Журналисты и коллеги признают его «лучшим голосом» нашего времени.
Вот как отзывается об Алиме известный английский музыковед Роберт Мейкок в «Музыкальном Журнале»: «Любой любитель человеческого голоса, независимо от того, чем он увлекается, будь то рэп или опера, оценит его неповторимость».
Музыка открывает сердца, она не нуждается в языке, менталитете. Она заставляет нас чувствовать, а значит - понимать. Как признавался в одном интервью великий виолончелист нашего времени Йо-Йо Ма после совместного выступления с Алимом Гасымовым в Баку, он давно хотел посетить Азербайджан, так как просто восхищён нашей музыкой, особенно мугамом,: «Мугам это преподношение всему миру. Концерты этой музыки собирали тысячи людей, и лично для меня мугам стал неким откровением, путем к себе. Как часто случается, в этой жизни мы живём - как живётся, не задумываясь, но приходит день, и спрашиваешь себя – что же в этом мире настоящее, а что нет?»…
В другой, немецкой газете «Штудтгатер Цайтунг можно найти следующее поэтическое признание в любви к творчеству Алима Гасымова: « слушая его концерт, вы бываете искренне и глубоко тронуты его музыкой, причём так же часто, как вы влюбляетесь на протяжении всей вашей жизни».
В профессиональном парижском музыкальном журнале «Музыкальный журнал» была напечатана статья французского музыковеда Eliane Azoulay под названием «Бард из Шемахи». В этой статье она в частности пишет: «Первый раз в церкви Алим Гасымов пел в Милане. Это был храм «Нотрдам дю Каноль. Чувствовалось, что он поначалу был несколько зажат, даже неловок, но после первой произнесённой им фразы «Аллаху Акбар» он как бы согрелся. Голос возрастал и уменьшался, как бы между дрожью и смехом. Пальцы галопировали по телу дефа, который он то поднимал над головой, то опускал вниз. Засчёт силы, экспрессии его голоса вы, не зная азербайджанского языка, на котором он поёт, понимаете и входите в какой то опустошающий вас катарсис. «Это не мои чувства, не мои эмоции, это приходит извне, свыше», говорит об этом сам Алим Гасымов.» Обобщающим резюме практически всех заграничных публикаций стала статья английского критика Найджела Уильямсона о концерте Алима в Великобритании, в газете «Таймс» за 30 мая 2000 года:
«Что общего между Ехуди Менухиным, Бенни Гудманом, Шостаковичем, Равви Шанкаром, Даниэлем Баренбоймом и Алимом Касымовым? Ответ: все они выиграли Международный Музыкальный приз Музыкального Совета ЮНЕСКО, широко признанный как Нобелевская премия в сфере музыки. Гасымов самый недавний лауреат этого приза и поэтому наименее известный. Исламский стиль пения, в котором он выделился, - мугам – практически незнаком Западу. Это его первое британское турне и маленькая, но состоящая из истинных ценителей публика в Кембридже была искренне изумлена его артистизмом. Мугам – это подвижная музыка, использующая множество четверть тонов и связанная с Индийской рагой. Но сравнение, напрашивающееся при первом прослушивании Гасымова – это сравнение с поздним гаваали певцом Нусрат Фатех Али Хан.
Звучащий в вышине великолепный голос Гасымова, высота его тона, исступленность, виртуозность техники и обработки сразу были очевидны. Но по мере того, как музыка поднималась и распадалась на осколки подобные волнам, певец также уплотнял глубокий и проникновенный эмоциональный резонанс, который переходил языковые границы, хотя его лирика исполнялась на азербайджанском языке.
Как бы то ни было, для первого появления на британской публике это было бесспорным успехом, мировая музыка, без сомнения, нашла новую суперзвезду».
# 1057
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#