Забытый азербайджанский герой Великой Отечественной войны во второй раз «умирает» в Губе

Забытый азербайджанский герой Великой Отечественной войны во второй раз «умирает» в Губе
9 мая 2012
# 15:00
Наше многолетнее спокойствие досталось нам ценой жизней наших соотечественников - отцов, дедов. Известно, какой жестокой войной, не на жизнь, а на смерть, была Великая Отечественная. От её исхода зависели судьбы не только советских людей, но и всего мира.

Скажем прямо, после обретения независимости наша публицистика недостаточно уделяет внимания, как видным азербайджанским полководцам и генералам, так и героизму наших соотечественников во Второй мировой войне. А ведь они могли бы стать достойным примером для молодёжи. В своё время в средних школах мы изучали подвиги Маресьева, Гастелло, но очень мало было информации о наших национальных героях. Недостаточно изучались подвиги и биографии таких достойных наших соотечественников как Ази Асланов, Гусейнбала Салимов, Герай Асадов, Исрафиль Мамедов.

Но не всех наших героев мы помним и чтим их память. Один из таких забытых героев является Джахангир (Владимир) Багиров. Уверены, что его имя знакомо старшему поколению, но молодые вообще его не знают. Речь идет о храбром герое Великой Отечественной войны, кавалере ордена Ленина и, наконец, сыне первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Мир Джафара Багирова…

«Бесстрашный Джахангир принимает решение протаранить немецкий истребитель»

Судьба Джахангира, отец которого был довольно противоречивой фигурой, была очень трагической. Накануне Великой Отечественной войны он заканчивает Международный факультет МГУ и Ейскую военную авиационную школу пилотов и Ташкентское военное училище. С первых дней войны, как летчик-истребитель, Джахангир принимает участие в воздушных боях под Москвой.

В 1942 году, в тяжёлом воздушном бою под Серпуховом Владимир получил ранение в левую руку, но, несмотря на это, смог мастерски посадить самолёт. Джахангир едва переносил госпиталь, хотел, как можно скорее вернуться на фронт.

5 июня 1943 года, с целью уничтожить важные военные объекты, 11 немецких истребителей совершили налёт на город Обоянь, охраняемый с неба гвардейским авиаполком, в котором служил Джахангир. Навстречу поднялась советская авиация, и в числе летчиков-истребителей был и Багиров. Шёл ожесточённый бой, Джахангир сбил два немецких бомбардировщика Yu-88. Но боеприпасы заканчивались. Тогда, в лобовой атаке, он тараном пошёл на немецкий истребитель FW-190 (фокке-вульф). Оба самолёта взорвались в небе…

За этот подвиг гвардии старший лейтенант Джахангир Багиров посмертно был награжден орденом Ленина.

Разве так относятся к памяти героев?

Но в Азербайджане, а точнее в Губинском районе, к памяти этого героя относятся без всякого уважения. Имя бесстрашного лётчика-истребителя Джахангира Багирова, героя Великой Отечественной войны, проявившего невероятный акт самопожертвования, предано забвению...

Еще в советское время в центре Губы был заложен парк, известный в народе как «Cahangir bağı». В 1993 году население Губы за свои деньги установило бюст Джахангиру. Спустя некоторое время, под бюстом героического лётчика-истребителя, установленным в городском парке в Губе, сначала было убрано имя героя, а под бюстом установлена надпись «Неизвестный солдат». Затем бюст вовсе убрали, оставив постамент голым. Вообще, за историю существования злосчастного бюста герою войны, он не раз подвергался неуважительному отношению, но его вновь восстанавливали, благодаря терпеливым стараниям жителей. Но буквально недавно дальний родственник Багирова по имени Таги сообщил Vesti.Az, что вот уже как 8 месяцев по прихоти одного из посетителей парка бюст был вновь убран. А ведь парк в народе до сих пор любовно называют «Cahangir bağı».

«Нас даже не предупредили, пришли и убрали бюст. Зачем, ведь он же отдал жизнь за нас, он же герой. Разве так относятся к памяти героев?», - пожаловался он.

Корреспондент Vesti.Az связался с пресс-службой исполнительной власти Губы. В пресс-службе посоветовали нам обратиться к первому заместителю главы ИВ Губы Сахибу Мамедову.

Мы связались и Сахибом Мамедовым, от которого получили «исчерпывающий» ответ.

«Не знаю, и вообще у меня совещание», - сказал он.

«Багиров плакал над могилой сына, но был против награды…»

Исследователь азербайджанской истории, автор книги «Мирджафар Багиров. Нераскрытые страницы» Адгезял Мамедов в интервью Vesti.Az отмечал, что по просьбе самого приговоренного к смерти Мирджафара Багирова ему разрешили в последний раз посетить могилу сына Джахангира, погибшего героической смертью на фронте. В окружении конвоя бывшего первого секретаря ЦК КП привели на Патамдартское кладбище в Баку. Багиров плакал над могилой сына, обнимал надгробный камень, а охранники-азербайджанцы просили русского командира не мешать осужденному проститься с сыном. «Не доведется мне умереть на земле, где ты похоронен», - рыдал Багиров.

Приговоренный к смерти отец не отрывал глаз от надгробного камня, когда его увозили с кладбища», - рассказал историк.

По его словам, Джахангира хотели наградить звездой героя СССР, но Багиров воспротивился, сказав, что для сына первого секретаря ЦК это будет нескромно. «Чем мой сын отличается от других воинов? По этому поводу у Багирова и «всесоюзного старосты» Калинина был даже конфликт. Калинин предлагал наградить его сына звездой героя», - сказал А.Мамедов.

Интересно и письмо Джахангира отцу, в котором он пишет, что ему стыдно смотреть людям в глаза, так как он молодой, здоровый и сидит в тылу. Приведём отрывок из его письма к отцу, которое он скрытно от всех передал через мать, Евгению Михайловну:

«Дорогой папа. Вот уже два с половиной месяца как после ранения я нахожусь не на своем месте. Сейчас, когда моя родина в опасности, и тысячи моих соотечественников бьются с врагом не на жизнь, а на смерть, я нахожусь в позиции наблюдателя. А я должен быть там, где идут самые ожесточённые бои. Ведь я твой сын, сын моей родины, Партии. Если бы ты знал, как мне стыдно смотреть людям в глаза, ведь я молодой, здоровый, и сижу в тылу. Прошу тебя, ускорь мой отъезд на фронт. Еще неделю могу потерпеть, а потом уеду в первую же часть, какую встречу, и на фронт. Жду с нетерпением отправки на фронт и докажу, что твой сын достоин своего отца и родины. Целую крепко, твой Владимир.»

В этом же письме от 4 февраля 1943 г. он пишет, что ему не нужны хвалёные самолёты иностранной марки, он готов выйти в небо на U-2.

Прочитав письмо сына, Багиров вызвал к себе председателя Центральной медицинской комиссии Мустафу Топчубашева и сказал:

- Ты подтвердил решение комиссии медэкспертизы о негодности моего сына? Посмотри, что этот «негодный для службы» пишет мне, и протянул ему письмо от сына.

Прочитав письмо, Топчибашев воскликнул:

- Товарищ Багиров, но Ваш сын действительно негоден для армии. Разве можно водить самолёт с раненой рукой? Нужно лечиться около года. На что Багиров ответил: - Что вы, доктор, какой год, если он месяц выдержит, и то хорошо. Я своего сына знаю, он упрямый, весь в меня.

Доктор стоял в растерянности, и, наконец, выговорил:

- Товарищ Багиров, я на себя такую ответственность взять не могу.

- Ответственность за это будет нести сам Джахангир Мир Джафарович Багиров, - отрезал глава республики…

А через неделю М.Дж.Багиров пришёл в военный госпиталь. Обойдя все палаты, наконец, зашёл к сыну. Увидев отца, Джангир поднял перевязанную руку и воскликнул: - Отец, я уже выздоровел! Багиров был краток с сыном: - Я прочитал твоё письмо. Ну что ж, желаю тебе вернуться живым, и с Победой….

Один только этот отрывок письма наглядно показывает нам, каким человеком был Джахангир Багиров. И именно в период, когда Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией, мы должны помнить о таких героях и равняться на них, а не стирать их имена из памяти народа. Однако радует то, что история всегда все ставит на свои места. И герой не виноват в том, что его отец был таким…

Сурая Назарли
Вугар Гасанов

P.S. В процессе подготовки материала к печати выяснились следующие вопиющие факты о бюсте героя. Сегодня бюст стоит под открытым небом, в зарешеченной клетке на территории городского историко-краеведческого музея им.А.Бакиханова. С него полностью сошла бронза и бюст уже подвергается процессу разрушения. А каменный Джахангир Багиров, словно понимая унизительность своего положения, с печальной безысходностью уставившись в землю, умирает во второй раз…
# 18965
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#