«Даже талант нуждается в хорошей школе, как бриллиант в правильной огранке» - БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ

<b>«Даже талант нуждается в хорошей школе, как бриллиант в правильной огранке»</b> - <span style="color:red;">БЕСЕДЫ С БАХРАМОМ
5 апреля 2018
# 09:00

Моя сегодняшняя собеседница - Хаджар ханум Агаева актриса Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна. Несмотря на то, что в последнее время мы часто ее видим в кино и телесериалах, она меня приятно удивила игрой на сцене вышеупомянутого театра в долгожданной премьере спектакля «Церемония» по пьесе Эжена Ионеско, который поставил Аршад Алекперов, молодой азербайджанский режиссер из Санкт-Петербурга.

В этом спектакле блистательно сыграли Народный артист Азербайджана – Фахраддин Манафов, Заслуженная артистка страны Мехрибан Зеки, артисты театра - Олег Амирбеков, Мария Дубовицкая, Натик Гусейнов, и, конечно, наша сегодняшняя героиня очаровательная Хаджар Агаева, которую было практически невозможно узнать в гриме, потому что она играла пожилую женщину.

Несмотря на то, что я знаком с деятельностью Хаджар ханум в театре и кино и знаю ее биографию, мне хочется рассказать и вам о том, почему она выбрала профессию актрисы, как сделала свои первые шаги в театре, что вдохновляет ее на творчество и какую роль она мечтает сыграть на театральной сцене.

- Хаджар ханум, здравствуйте! Расскажите нашим читателям немного о себе.

- Добрый день! Честно говоря, я никогда не мечтала стать актрисой. Это произошло совершенно случайно, так как я училась на хореографическом отделении Республиканской Гимназии Искусств. Моими педагогами были такие яркие личности, как королева азербайджанского танца, Народная артистка Республики, кавалер Ордена «Истиглал» Амина ханум Дильбази и Народная артистка Азербайджана, солистка Государственного ансамбля танцев Тарана Мурадова. Все шло к тому, что мой путь приведет меня в Государственный ансамбль танца Азербайджана, а поступать я собиралась в Азербайджанский Государственный Университет Культуры и Искусств.

- Несмотря на это, образование Вы получили, как режиссер театральных коллективов. Как это произошло?

- Как вы знаете, мой дедушка с маминой стороны Мамедага Дадашев – один из основоположников Театра юного зрителя в Азербайджане, известный актер театра и кино, заслуженный артист республики, моя тетя – Кюбра Дадашева – заслуженная артистка АР, а отец Максуд Агаев, почти полвека проработал на азербайджанском телевидении в качестве режиссера. Несмотря на то, что я росла в творческой семье, которая была тесно связана с кино и театром, о судьбе актрисы я не мечтала, о чем говорила выше.

Однако отец стал мне советовать поступить на факультет режиссера театральных коллективов. Но жизнь преподносит нам сюрпризы, о которых мы даже не подозреваем. Учась в 11 классе, мы с подружкой пошли в Азербайджанский Государственный Русский Драматический Театр на спектакль по пьесе Мирзы Фатали Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства». Я специально подчеркиваю название данного спектакля, ведь этот визит в театр стал в моей жизни переломным моментом. Данная пьеса сыграла важную роль в моей театральной карьере.

- Что произошло в тот вечер?

- В фойе театра мы увидели объявление, что Народный артист Азербайджана, главный режиссёр Русского Драматического Театра Александр Яковлевич Шаровский набирает актеров в молодежную студию театра. Стать участником данного проекта можно путем прохождения экзамена.

- Вы решили попробовать?

- Да (улыбается). На экзаменах мы читали стихи, рассказывали басни, танцевали и т.д., одним словом, демонстрировали свои творческие способности.

- Кто принимал экзамен? Расскажите про именитых актеров, сидевших в экзаменационной комиссии…

- Состав был внушительный – мэтры азербайджанского театра: Александр Шаровский, Фуад Поладов, Людмила Духовная, Александра Никушина. Помню слова Фуада Поладова, который сказал, что эта девочка, то есть я, должна обязательно играть в театре, ей нужно стать актрисой. Его слова добавили мне еще большей уверенности в том, что я на правильном пути и выбор оказался верным. Таким образом, уже в 11 классе после уроков мы бежали в театр, в котором я работаю, начиная с 2004-го года. После окончания школы я поступила в АГУКИ на факультет режиссера театральных коллективов. Вот так я попала в театр и стала актрисой.

- Почему Вы особо подчеркнули пьесу М.Ф.Ахундова, о которой мы говорили выше?

- Дело в том, что моя первая большая роль на сцене Русского Драматического Театра состоялась в спектакле «Визирь Ленкоранского ханства», который я смотрела, будучи студенткой. В спектакле я сыграла роль Шоле ханум. Затем вновь столкнулась с Ахундовым, а именно с его известной комедией «Мусье Жордан, ученый ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун», где я играла Шараф Нису ханум. Будучи приглашенной артисткой Национального академического драматического театра, куда меня пригласил бывший директор Аздрамы Исрафил Исрафилов, я выступаю в спектаклях «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели и «Визирь Ленкоранского ханства» М.Ф.Ахундова, но на азербайджанском языке.

- Каких героинь Вам нравится играть: комических, драматических и почему?

- Когда я пришла в театр, мне говорили, что я стану характерной актрисой. Однако какое-то время спустя, Александр Яковлевич Шаровский предложил мне роль Айнур в пьесе Ильяса Эфендиева «В хрустальном дворце». Зрители полюбили мою героиню, о чем мне не раз говорили поклонники театра. Вообще, спектакль прошел с большим успехом. Я впервые для себя и моего зрителя сыграла героиню с драматической судьбой. Затем последовала роль Нино в спектакле «Али и Нино» по мотивам романа Курбана Саида. Не могу не отметить, что работа над образом Нино потребовала много сил. Сложность состояла еще и в том, что премьера спектакля почти совпала с премьерой одноименного фильма режиссера Азифа Кападиа. Поэтому большинство зрителей сравнивало кино - и театральную версию «Али и Нино». К счастью они очень тепло приняли эту постановку. Работа над ролью Нино стала для меня новым профессиональным опытом, потому что моя героиня переживает и лирико-романтический, и драматический и трагический периоды.

А не так давно мне посчастливилось сыграть еще одну роль в совершенно другом амплуа.

Это Джульетта в спектакле «Церемония» по пьесе Эжена Ионеско, который поставил Аршад Алекперов, молодой азербайджанский режиссер из Санкт-Петербурга, с которым мы вместе учились в АГУКИ. После долгой аналитической работы над характером этой героини, Аршад сказал: «Я хочу, чтобы твои зрители тебя не смогли узнать и были удивлены, когда ты исполнишь образ пожилой 75-летней старушки». Замысел режиссера удался. Зрители и в правду не узнавали меня, и только некоторые догадывались, что это я, слыша мой голос.

Мне интересны все жанры, которые предлагает мировая и современная драматургия для актрисы моего возраста. Мне хочется универсальности и разносторонности. Сейчас, например, я занята в постановке режиссера Народной артистки АР Ираны Тагизаде. Мне предложена острохарактерная, комедийная роль. Пока рано говорить о каких-то конкретных моментах этой работы. Скажу лишь только, что это будет очень смешная и забавная комедия, которая будет называться «Он, она, окно… покойник». Пьеса известного комедиографа Рэя Куни. Перевод Михаила Мишина. А у Ираны ханум есть очень интересные и постановочные ходы, которые, мы уверены, будут с восторгом восприняты нашими зрителями.

- Конечно, разноплановость делают актера универсальным. Спектакль «Церемония» в целом и Ваша роль в частности произвела на меня большое впечатление, я понял, насколько многогранен Ваш актерский потенциал, по достоинству оценил Вашу универсальность, способность перевоплощаться и воссоздавать образ самых разных по характеру и темпераменту персонажей. Если не ошибаюсь, в начале Вашей профессиональной карьеры Вы сыграли достаточно много ролей в сказках…

- Вы правы (улыбается). Да, я играла в «Золушке», «Щелкунчике» и других детских спектаклях. Самый благодарный зритель – это дети. Их реально не обманешь. У них неподдельные эмоции. Если им не понравится, они сразу дадут об этом знать. А если тебе удалось поразить их, то эмоции будут самыми восторженными. Помню, один случай, который произошел, когда я играла Мышильду из «Щелкунчика». На одном из последних спектаклей ко мне подошла маленькая девочка, думаю, лет трех, наша самая юная зрительница, крепко обняла и сказала в детской манере: «Я знаю, ты не плохая, а хорошая, просто ты нам пытаешься объяснить, что мы должны слушаться своих родителей». А у меня в тот момент был очень яркий грим, даже злобный. Меня так тронули ее слова, что я после спектакля быстро сняла грим и выбежала из театра, чтобы найти, обнять и расцеловать этого маленького ангела. Вот это эмоции. Этот случай навсегда остался в моей памяти.

- Как Вы совершенствуете свое актерское мастерство, и как работаете над характером будущего образа?

- В 2013-ом году в течение месяца я проходила курс по совершенствованию актерского мастерства в летней театральной школе, которую ежегодно открывает и проводит Союз театральных деятелей России. Те мастер-классы (актерское мастерство, сценическое движение и пластика, техника речи), которые я получили в течение этого месяца, позволили мне выйти на новый уровень. Теперь я, приступая к работе над ролью, изучаю психофизику своей будущей героини, ее личностные и характерные особенности. Школа и практика необходимы в нашей профессии.

Конечно, есть актеры, которые не имеют профессионального образования и работают только на органике. Однако, таких примеров не много. Это исключения. Конечно, актером нужно родиться, но даже талант нуждается в хорошей школе, как бриллиант в правильной огранке, которая придаст ему правильную форму и представит его в лучшем свете. Таким мастером по огранке я могу считать свой родной Русский Драматический Театр, который сформировал меня, как актрису. Не могу не выразить слова благодарности в адрес нашего директора Адалета Гаджиева, который уделяет большое внимание нам - молодым актерам.

- Какая театральная режиссерская школа Вам ближе и почему?

- У меня нет такого богатого практического опыта, чтобы рассуждать об этих школах. В Вузе нас вводили в структуру понятий школы Станиславского, а в Российской летней театральной школе мы практически осваивали театральный метод Михаила Чехова. Познание двух методов русской театральной школы – Станиславского и Чехова – пошли мне на пользу. Мне нравится анализировать полученную роль, пользуясь методом и Чехова и Станиславского. Это помогает найти более правильный вариант. Эти знания и опыт помогают мне улучшать свое актерское мастерство.

- Вам легче работать с отечественными режиссерами или с иностранными?

- Если говорить об Аршаде, то с ним работалось очень легко и интересно. Отмечу, что он был одним из первых студентов студии Александра Шаровского, кто был задействован в спектаклях, как актер, но потом уехал, поступил в Театральную Академию Санкт-Петербурга и состоялся, как режиссер. Из иностранных режиссеров мне довелось работать с Искандером Сакаевым из Москвы. Из азербайджанских специалистов мне очень нравится наш Александр Шаровский, которого я считаю одним из самых лучших в этой профессии, преклоняюсь перед его талантом, и Народная артистка Азербайджана Ирана Тагизаде, мастер с большой буквы, которую зачастую называют культовым режиссером. Я их очень люблю.

- С какими именитыми актерами Вам доводилось вместе играть на театральной сцене?

- Играть на одной сцене или находиться на съемочной площадке с мэтрами азербайджанского театра и кино – это ценный опыт. Работая с ними, чувствуешь, что общение с такими профессионалами – это ежеминутный мастер-класс. Я рада, что мне довелось сниматься с таким блистательным артистом покойным Сиявушем Асланом. Мне также повезло, что в спектакле «В хрустальном дворце» по пьесе Ильяса Эфендиева моего отца играл Народный артист Республики Фуад Поладов, который когда-то был в составе приемной комиссии. Очень ценю и уважаю этого актера и человека! Дай Бог ему здоровья!

Мне довелось играть с Народным артистом АР Нуреддином Мехдиханлы, который также является замечательным харизматичным актером. Конечно, Народный артист республики Фахраддин Манафов, живая легенда азербайджанского кинематографа и театра. Не могу не отметить азербайджанского драматического актёра театра и кино, Народного артиста Азербайджана и России Нодара Шашик-оглы и Народного артиста Азербайджанской ССР Гаджи Мурада Ягиазарова. Работа с каждым из вышеперечисленных актеров запомнилась мне по-своему. Они все разные, уникальные по-своему, и у каждого из них можно многому научиться. Думаю, что получить мастер-класс от таких актеров – это довольно престижно.

Даже сейчас, когда я вспоминаю последнюю сцену из спектакля «Король Лир» в исполнении покойного Нодара Шашик-оглы, у меня мурашки бегут по коже. Видеть его слезы, лицезреть, как человек работает и без остатка отдается любимому делу – это непередаваемое чувство. Такую самоотверженность не всегда увидишь на сцене, когда человек не играет, а буквально переживает судьбу своего героя, проникаясь ею.

- Что Вам больше нравится: сниматься в кино и сериалах, или все-таки играть на сцене театра?

- Помню, как еще до принятия решения стать актрисой думала, насколько это скучно регулярно играть на сцене одни и те же роли. Стоило мне погрузиться в профессию, как мое мнение кардинально изменилось. Игра в театре очень интересна. Если кино снимается один раз и фиксируется на пленку, то в театре, играя какую-то роль на протяжении долгих лет, ты каждый раз вносишь в нее что-то новое, открываешь новые черты своей героини, более глубоко проникаешься этим образом, смотришь на него под другим углом. Здесь, конечно, свое слово говорит опыт.

Я снималась в сериалах и художественных фильмах, но считаю себя театральной актрисой, поэтому чаще появляюсь на сцене, хотя кино я очень люблю. Сегодня киноиндустрия в Азербайджане начинает набирать обороты, открываются новые кинотеатры, снимаются отечественные фильмы, поэтому буду рада предложениям сняться в интересных проектах.

- Какую роль Вам бы хотелось сыграть?

- Я мечтаю о роли Кармен. Эта героиня близка мне по духу. К сожалению, инсценировки для театра нет, ее нужно написать. Думаю, придет время, когда у нас поставят «Кармен». Надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем и возраст позволит мне сыграть эту героиню (улыбается).

- Ходите ли Вы сами на спектакли в другие театры или все-таки у Вас не хватает времени?

- В виду того, что я занята в спектаклях сразу в двух театрах, я не могу похвастаться, к моему великому сожалению, что регулярно посещаю другие театры. Хотя в мои планы входит посмотреть премьеры в нескольких театрах нашего города.

- Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?

- Все свое свободное время я уделяю семье и детишкам, которые сейчас находятся в возрасте, требующим большого материнского внимания и заботы.

- Хаджар ханум, большое спасибо за интересную беседу. Я Вам желаю творческих успехов, новых ролей, аншлагов и добиться всего задуманного.

- Спасибо большое! Мне очень приятно! Я всегда с интересом читаю Ваши статьи и публикации! Спасибо, что уделяете внимание творческим людям, и, пользуясь случаем, хочу обратиться к зрителям и поклонникам спектаклей Русского Драматического Театра - двери нашего театра всегда для них открыты. Мы всегда им рады в нашем доме!

Интервью с Хаджар Агаевой подготовлено при поддержке сети книжных магазинов LİBRAFF

# 3030
avatar

Бахрам Багирзаде

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#