Ученые создали лекарство, удаляющее стареющие клетки из тела

10 июля 2018

Молекулярные биологи из США создали препарат, который избирательно уничтожает стареющие клетки в организме животных, продлевая им жизнь примерно на треть. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, "рецепт" по его изготовлению и первые итоги применения были представлены в журнале Nature Medicine.
"Это потрясающее открытие. Исследование четко указывает на то, что лекарства-сенолитики могут бороться с последствиями старения, по крайней мере, в организме мышей. Теперь нам нужно провести дополнительные опыты для того, чтобы понять, насколько безопасны подобные вещества для человека", — заявил Фелипе Сьерра (Felipe Sierra), биолог из Национального института старения США в Бетесде.

Клетки зародыша и эмбриональные стволовые клетки фактически бессмертны с точки зрения биологии – они могут жить практически неограниченно долго в адекватной среде обитания, и делиться бесконечное число раз. При этом клетки тела взрослого человека постепенно теряют способность делиться через 40-50 циклов, вступая в фазу старения.

Как считают ученые, подобным путем клетки защищают себя и организм в целом от развития рака, прекращая деление в то время, когда вероятность развития мутаций в их геноме достигнет некоторой критической отметки.

Старение, как рассказывают генетики, сопровождается множеством изменений в жизнедеятельности клетки, которые фактически выключают ее из нормальной работы организма. Накопление подобных состарившихся клеток — причина развития характерных физиологических изменений, связанных с наступлением старости.

Два года назад биологи из клиники Майо в Рочестере экспериментировали с мышами, в чью ДНК была встроена особая система, позволявшая ученым избирательно убивать подобные клетки. Их уничтожение продлило жизнь мышей на треть и защитило от многих возрастных болезней, в том числе дряхления мускулов.

Успешное решение этой задачи заставило Джеймса Кирклэнда (James Kirkland) и его коллег по клинике Майо задуматься о том, можно ли достичь подобного результата, не вмешиваясь в работу ДНК. Для поиска ответа на этот вопрос ученые начали вести эксперименты на грызунах, которых они пытались искусственно состарить, вводя культуры "престарелых" клеток в их тело.

Когда у мышей появились первые физические признаки преждевременного старения, биологи ввели в их тело смесь из двух веществ – дасатиниба, лекарства от лейкемии, и кверцетина, одного из компонентов горького вкуса лука и красных растительных пигментов. Первое вещество, как показали предварительные опыты на культурах тканей в пробирках, уничтожает "престарелые" клетки, а второе – снижает уровень воспалений, связанных с действием дасатиниба.

Эти опыты показали, что даже небольшие дозы этих препаратов заметно омоложали грызунов и возвращали им подвижность, характерную для молодых мышей. Добившись успеха в подобной ситуации, биологи проверили, что произойдет, если вводить эту смесь, которую они назвали сенолитиком, "растворителем старости", в организм нормальных мышей.