Российский эксперт о событиях в Карабахе: «Если Азербайджан нанесет еще один удар…»

Российский эксперт о событиях в Карабахе: «Если Азербайджан нанесет еще один удар…»
4 марта 2017
# 19:00

Сегодня я буду писать одни банальности о военной обстановке в Нагорном Карабахе, но ничего другого мне не остается, как констатировать очевидные факты и суммировать их в какую-то целостную картину происходящего на линии фронта. Не сомневаюсь, что у меня найдется много критиков, – мол, говорю очевидные вещи с умным видом, – но пока никто другой до меня не сделал этого, а поэтому я вполне имею на это право.

Так называемый «референдум» на оккупированных территориях Азербайджана, по итогам которого было провозглашено квазигосударство «Арцах», проведенный на деньги USAID – правительственного Агентства США по международному развитию, стал своего рода водоразделом в истории нагорно-карабахского конфликта, точкой невозврата, пройдя которую уже нет пути назад – к мирному урегулированию территориального или политического спора между Азербайджаном и Арменией.

Остался единственно возможный путь – война, поскольку всем уже давно было ясно, что никаких переговоров о статусе «Арцаха» официальный Баку ни с кем, ни при каких условиях вести не будет. Для него это будет равносильно капитуляции, станет признанием поражения и отказа от собственных исторических земель, что неизбежно приведет к смене правящих элит в стране.

Официальный Ереван намерено и целенаправленно совершал действия, направленные на эскалацию политической ситуации вокруг Нагорного Карабаха, совершая действия, каждый раз все более сужающие пространство для мирных переговоров. После 19 февраля оно сократилось до точки. Фактически, Ереван предъявил Баку ультиматум – или признание Арцаха, или война. Именно Ереван, а не Баку загнал переговорный процесс в мертвый тупик, не оставив своими действиями вариантов для поиска политических компромиссов.

По сути, «референдум» 19 марта – это казус белли – намеренный повод к войне, в которой правящий режим Армении надеется на победу как единственный способ выживания в социально-политических и финансово-экономических реалиях нынешнего состояния дел в стране.

Было бы наивно и глупо предполагать, что официальный Баку оставит без последствий этот политический демарш Еревана. Ситуация на линии фронта стала намерено накаляться обеими сторонами, интенсивность перестрелок начала нарастать и переросла в открытые боестолкновения ротного или батальонного уровня.  Сегодня в Карабахе мы видим тот же сценарий развития событий, который мы наблюдали в этом регионе годом раньше. Только на этот раз азербайджанские военные действуют более решительно, особенно в выборе целей, явно чувствуя свою правоту и ощущая собственное моральное и военно-техническое превосходство над противником. Если в прошлом году ответный огонь открывался по артиллерийским и минометным позициям, т.е. шла контрбатарейная борьба, то сегодня мишенями становятся не полевые укрепления или огневые средства, а центры управления или полевые штабы армянских войск.

Распространенные 2 марта азербайджанской прессой кадры уничтожения полевого штаба армян вместе со стоящей около него автобронетехникой, явно заснятые с беспилотника, использовавшегося для артиллерийской разведки и наведения, свидетельствуют о многом.

К слову, явно напрашивается аналогия с событиями весны прошлого года, когда накануне апрельских боев, изменивших конфигурацию фронта, азербайджанские масс-медиа также распространили видео уничтожения артиллерией армянской автоколонны из трех грузовиков, поражение которых было обеспечено беспилотником-корректировщиком.

Все эти факты свидетельствуют о военно-техническом превосходстве азербайджанской армии в средствах технической разведки и управления огнем. Армянская сторона, наоборот, в этих вопросах или спит, или бездействует, похоже, у нее совсем нет средств войсковой ПВО, чтобы прикрыть передовые позиции и ближайшие тылы от разведки с воздуха новейшими техническими средствами БПЛА, ныне имеющимися в распоряжении азербайджанских военных. А если это так, что командование армии Азербайджана имеет полную и достоверную информацию об инженерной инфраструктуре армянских позиций и поэтому является хозяйкой положения, имея возможность по собственному выбору наносить точечные удары по самым важным или уязвимым местам вражеской обороны.

Фактор военно-технического превосходства азербайджанской стороны обусловил смену тактики ведения ею позиционной войны. Если еще год назад огонь открывался по ранее выявленным позициям огневых средств армянской армии – по капонирам с танками, артиллерийскими орудиями и минометами, то теперь целями для поражения становятся центры управления войсками.

Оружия и солдат у армянской стороны пока еще много, а толковых офицеров, как показывает практика, – уже очень мало, ведь нельзя же считать нормальными командирами и военачальниками тех, кто преуспел в партизанской войне против внутренних войск МВД СССР в составе незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов и иностранных террористов в начале Карабахской войны 1988-1994 гг. Национально-религиозную экзальтацию и патологическую жестокость к мирному населению сложно противопоставить минам и снарядам, знающим свои цели.

И если азербайджанские военные далее будут уничтожать штабы и центры связи, то очень скоро армянские войска начнут испытывать на передовой кадровый голод в специалистах, утолить который будет очень непросто при том уровне коррупции, кумовства и местечковости, которые процветают сегодня в армянских вооруженных силах.

Хочу обратить внимание читателей еще на один очень существенный, на мой взгляд, аспект событий последних дней: тема Нагорного Карабаха после 19 февраля исчезла как по команде из заголовков российской прессы.

За последние две недели не было сказано ни слова ни о пресловутом «референдуме», ни о ребрендинге или смене вывески оккупационного режима, ни об эскалации напряженности на лине фронта в Нагорном Карабахе. Обо всех этих событиях прокремлевские масс-медиа хранят гробовое молчание, будто бы ничего и не было.

Не стану напоминать об истерии, которая творилась на российских телеканалах по теме Нагорного Карабаха год назад, но если сравнивать ее с тем демонстративным молчанием, которое мы видим сегодня, то, как говориться, тенденция свидетельствует о многом.

Специально для Vesti.Az

# 47552
avatar

Олег Кузнецов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#